Валерий Ярушин: «О ссорах говорить не хочется...»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Валерий Ярушин: «О ссорах говорить не хочется...»


Кому из россиян не хочется вернуться в советскую пору... за любимыми песнями? В «Край магнолий, на «Остров Буян», в «Заповедные места»? Тем более если рядом надежный проводник, автор нестареющих песен, близких и детям, и искушенным ценителям «фирменного» рока. Замечательную зажигательную программу «Мы из СССР» привезли в Курск участники известных коллективов. И в их числе – легендарный «Ариэль», что полвека назад стал судьбой заслуженного артиста России Валерия ЯРУШИНА.    
Руководитель одного из двух отечественных ВИА (наряду с «Песнярами»), достигших международного признания, обладатель богатого оттенками голоса и профессионал-инструменталист, яркий композитор и создатель напевных стихов, хранитель драгоценного фольклорного наследия Руси, – словом, дорогой гость курян в общении с корреспондентом «ГИ» был прост и открыт, душевен и обаятелен. На беседу он выкроил минутку между приездом и концертом – во время настройки аппаратуры и десятитысячной, наверное, репетиции с оттачиванием и без того кинжальных партий.
Недаром в программе был заявлен шлягер 1984 года «Бродячие артисты» – ода вечным кочевникам с их жизнью, богатой не всегда приятными сюрпризами: за три часа до начала концерта Валерию Ивановичу пришлось разыскивать в незнакомом городе бас-гитару. На помощь пришел Владимир Столяр – басист курской группы «+3 километра».
Начать разговор с мэтром пришлось с грустной ноты.
– Сегодня день памяти Джона Леннона... В том самом декабре 1980-го «Ариэль» узнал о трагедии, находясь на гастролях в Краснодаре. Наверное, именно благодаря ливерпульской четверке вы выбрали путь в жизни?
– В тот вечер, когда пришла весть о гибели Леннона, быстро выучили «Oh, my Love!» и спели на следующий день на концерте. В зале было море зажигалок. А знакомство с музыкой «Битлз» – действительно поворотный момент. Иначе быть бы мне сейчас, скажем, дирижером оркестра народных инструментов... Отучился на баяне в музыкальной школе, музучилище, институте культуры. У меня, по мнению педагогов, были хорошие руки. Симфонией Калинникова дирижировал, пятерку с плюсом получил. И теперь баян не оставляю, даже занял первое место в 1993 году на международном конкурсе в Италии.
– А ведь на вас даже футболка с принтом THE BEATLES!
– Дело было так... Встретил как-то товарища по учебе: «Чего это ты палочки барабанные держишь?» – «Я сейчас на барабанах играю, слышал про такой ансамбль – «Битлз»? Я говорю: «А, эти грязные, которых гоняют во дворе на старых магнитофонах, мусор этот музыкальный, ор, крики?» – «Нет, – говорит, – сейчас песню поставлю». Закрыл дверь и... «Is there anybody going to listen to my story». Боже мой, думаю, это что?! «Да-а-а! А ну-ка давай еще!». Так и влюбился в эту музыку на всю оставшуюся жизнь. Конечно, я уважаю и Рахманинова, и Мусоргского, но... покорили меня Леннон и Маккартни. Так решил окунуться в эту стихию. И ровно 50 лет назад меня утащили играть «Битлз» на танцах ребята из города Копейска, кстати, родины Александра Градского.
– А тем временем в вашем родном Челябинске уже существовал, пока еще без вас, ансамбль «Ариэль»?..
– Кстати, недавно отмечалось 50-летие «Ариэля» в Кремлевском Дворце – это дань уважения к тем, кто начинал. Тогда они играли песни «Битлз» на собственные тексты. Народ просто рвался к ним на танцы. А у меня был ансамбль под названием «Аллегро». И тут поступил к нам в Челябинский институт культуры симпатичнейший паренек из Оренбурга – Борис Каплун. Учился на отделении скрипки, но при этом был барабанщиком. Я, как говорится, офонарел, как можно охватить два полюса в музыке! Не поверил. Пригласил Борю к себе в «Аллегро». А вскоре на одном конкурсе схлестнулись с тем, первоначальным «Ариэлем». Один из ребят предложил мне: «Давай возьмем самых сильных музыкантов и объединим!» Это было 7 ноября 1970 года. Так родился мой состав. Говорю «мой», потому что меня выбрали руководителем. И 19 лет я честно отработал. Это были самые лучшие годы жизни.
– А потом настало время боли для фанатов «Ариэля». Помнится, в «Утренней почте» поют что-то про Арарат и виноград, но неожиданно без вас, а вы со страниц «Комсомолки» заявляете о рождении новой группы под названием «Иваныч», весь Союз в растерянности. Что же произошло?
– История нашей ссоры, может быть, не очень интересна, в интервью я ее часто пропускаю.  Но доходило до суда, когда у меня отобрали право на название. Надо мной издевались пять лет. Им, оставшимся, казалось: если их много, то они – «Ариэль». Но 90% песен – это мой труд! Вот на этой почве и был раздрай. Но давайте буду дальше отвечать на вопросы, а то зайду далеко.
– После объединяющего юбилея в Кремле наверняка пошли предложения сыграть в золотом составе, с Ростиславом Геппом, Борисом Каплуном и Сергеем Шариковым?
– К сожалению, это был единственный раз, когда мы зарыли топор войны. Длилась эта война 29 лет! Никто не хотел уступать, но я просто защищал свое старое доброе имя. И когда все-таки получил право на использование слова «Ариэль», то мой московский состав (с которым выезжали на фестиваль «Битлз» в Ливерпуль) получил название «Ариэль Валерия Ярушина». Мне не надо было кого-то переплюнуть, надо было просто доказать, что как творческая единица я имею отношение к этой группе, что мой вклад – наибольший!
– Разумеется, начиная с первой же песни на первой пластинке, – «Зимы и весны»!
– А за бывших друзей было безумно стыдно, когда они заявили: «Он культ личности развел». Но я сам позволил им сесть на голову, если уж говорить бытовым языком. Исполнял все их прихоти. Геппу стыдно должно быть, попробовал бы он сказать мне это в глаза, я ведь ни одной песни ему не запрещал, на здоровье! «Букет сирени» написал – пожалуйста, исполняй, хотя там всей музыки на три хлопка. Даже Каплун сказал: «Стас, не хиляет твоя песня». А тот в ответ: «Много ты понимаешь, это тут публика плохая». Такие вот разговоры. А у меня тем временем три рок-оперы родились, если вы помните: «Емельян Пугачев», «Мастера» и «За землю Русскую», к 800-летию «Слова о полку Игореве».
– Кстати, это любимое произведение курян...
– Она, правда, на скорую руку делалась, но все равно с любовью, филармония раскошелилась на шикарные костюмы, лисий воротник хана Кончака... Но прожила она всего полгода, переменилась мода в музыке, ничего не поделаешь.
– Наверное, в ссоре подлило масла в огонь то, что вас первым удостоили звания заслуженного артиста РСФСР?
– Да, посыпались упреки: «Почему не все мы получили?!» Ну что тут сказать, не я же сам себе присваивал! Вот Володя Мулявин первым из «Песняров» стал заслуженным артистом БССР, потом народным, а другие заслуженными, таков порядок всегда! А теперь о самом обидном. Борис Каплун, мой друг... бывший... теперь он просто приятель... предал наше единство. А ведь сам говорил (изображает заговорщический шепот): «Знаешь, Валер, давай мы с тобой останемся вдвоем, уберем этих ремесленников...» У меня глаза на лоб полезли от неожиданности. Да, я уже видел, как вальяжность такая пошла, без интереса. Но говорю: «Давай еще Леву Гурова возьмем, он главный «ариэлевский» голос всех времен...». А через год случилось то самое собрание «трудового коллектива». Все волками на меня смотрят. «У нас будет шесть руководителей! Мы лишаем тебя права руководства!» Я говорю: «А вы колбасу с искусством не спутали?». И все жду, жду, когда Боря встанет и скажет: «А я с Иванычем». Тогда у меня все пошло бы по-другому! Но Каплун предательски остался по ту сторону баррикад.
– Но в Кремле-то вы вместе сыграли?!
– Да, причем скажу комплимент товарищам: на этой площадке за пять последних лет живьем играли только Владимир Кузьмин и мы! Остальные – под «фанеру». Мы рискнули. И результат вы увидите по телевизору, скорее всего, на новогодних каникулах. Я, как уже говорил, зарыл топор войны, улыбался... но теперь они спокойно продолжают юбилейный тур без меня. И считают себя счастливыми. Ну что ж, наберите мою фамилию в поисковике, только с именем Валерий, а то можете попасть на Стасика, моего троюродного племянника, который играл в сериале «Универ». И узнаете, что я записал 13 сольных альбомов! Вот, дарю вам «Русские картинки-2».
– А я «Русские картинки-1» сегодня до двух часов ночи слушал!
– Здесь уже другие песни, другое звучание, даже «Отдавали молоду» не узнать, Аленушка мне помогла, дочь. Но об Алене надо отдельно говорить, она поет потрясающие вещи как рок-певица.
– В числе ваших проектов – и тот, с которым встретятся куряне: «Мы из СССР». Его история началась в 2004-м по вашему почину?
– Идею подал барабанщик Александр Акинин – опытный музыкант, играл с Владимиром Высоцким, в «Красных маках», в «Лейся, песня!» и в группе «Карнавал» до последнего трагического концерта Саши Барыкина в Оренбурге... У нас с Акининым разделение труда: я отвечаю за творческую сторону, он за финансы, договоры и так далее. О программе на основе песен лучших ВИА мечтали русскоязычные слушатели в Австралии. Приехали Сергей Беликов, Андрей Кирисов и мы. А встречал Леонид Бергер – бывший солист «Веселых ребят», там он смог стать одним из самых популярных певцов, войти в первую пятерку...
– Там его называют Леон?
– О, вы знаете. Когда нас восторженно приняли в Сиднее и Мельбурне, дружной компанией решили сыграть в Воронеже. И такой аншлаг – на люстрах висели! Говорю: «Слушайте, давайте работать дальше». Мы, как видите, играем вживую, бывает, работают с нами Анатолий Кашепаров из «Песняров», Александр Добрынин из «Веселых ребят». А основа состава – Сергей Бойко на клавишных, Александр Диксон и Василий Курсаков на гитарах, все с большим послужным списком. Но эту добрую славу надо подтверждать, что мы и делаем все эти годы, – несем тепло воспоминаний о юности, мечтах, первой любви...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...