Машина времени-2032. Курский вариант
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Машина времени-2032. Курский вариант


Завершился первый этап конкурса архитектурно-планировочных концепций реконструкции историко-культурного облика центральной части Курска,  посвященный 1000-летию города. «Курск-2032» – своеобразная попытка заглянуть на 13 лет вперед.    
В финал вышли пять  предложений, всего же с учетом победителей народного голосования во втором этапе участвуют 10 проектов.
Трудно усомниться в пользе этого конкурса, как минимум он заставил многих курян (что особенно важно – молодых) взглянуть на свой город в преддверии его 1000-летия другими глазами. А кроме того подтвердил, что творческие настроения в этом плане активно разделяет и руководство региона, что в другие годы было не столь уж бесспорно. Вместе с тем конкурс навел и на некоторые размышления.
Во многих разработках присутствует территория Курского кремля, значительную часть площади которого с 1945 года занимает электроаппаратный завод. Промышленное предприятие перебазируется, но вопрос передачи его площадок городу до конца не решен. Нынешние хозяева выдвинули потенциальным владельцам жесткие коммерческие условия. Но даже если и их исполнить, будущему собственнику неизбежно придется вкладывать значительные средства в реконструкцию зданий производственного толка – с учетом того факта, что многие из них еще и входят в реестр памятников. Кроме того, строить что-либо новое в радиусе 100 метров от Знаменского собора (памятника регионального значения) запрещено законом. То есть для постзаводского освоения данных объектов и территорий (что бы ни задумали устроить там новые хозяева) складываются серьезные ограничения. К таковым можно отнести и присутствие там монастырского комплекса (у коего свой устав), и с  этим нужно считаться...   Тем не менее многие из представленных на конкурс проектов переполнены на этой территории зданиями вполне конкретного предназначения: краеведческий музей, картинная галерея, театр кукол, ТЮЗ, центр детского творчества... Не рановато ли? В рамках проекта-победителя (29011) есть даже музей Малевича. Красиво и вполне актуально, но... конкурсные разработки должны все же учитывать реальную ситуацию. Понятное дело – данное условие ограничивает творческий полет соискателей, но это суть любого конкурса. Скажем, можно было с самого начала ограничить зоны творческого поиска лишь теми участками, где оговоренных выше обременений нет. Да и в целом – не правильнее ли во главу угла поставить не столько «полет графической фантазии», сколько выявление наиболее актуальных проблем исторического центра Курска и вариантов их объемно-планировочного решения? Говоря иначе – своеобразная инвентаризация «узких мест», составление реестра задач, от которых уже не отмахнешься...
Судя по всему, аналогичный конкурс рано или поздно придется проводить снова (а может быть, и не один раз), но уже с постановкой техзадания, со сложившейся объемно-планировочной ситуацией и с учетом замыслов владельцев конкретных территорий. Вспомните, сколько копий поломали, когда состязались в проектах всего лишь двух зданий: краеведческого музея и картинной галереи.
Кстати, конкурс архитектурно-планировочных проектов на тему «Будущее исторического центра» в Курске проводится далеко не впервые. Такая задача ставилась еще в 30-е годы прошлого века – после возвращения городу статуса областного центра. И многие из тех проектов вполне соответствуют духу конкурса нынешнего, их можно даже представить в сегодняшнее жюри. К примеру, работу архитектора Алексея Шуклина, где автор предлагает свое видение склона от Первомайского парка к реке Тускари. Эта тема сегодня как-то не прозвучала, хотя вопрос, несомненно, актуальный. Архитекторы 30-х (в отличие от нынешних) не обошли вниманием и территорию площади Добролюбова (Барнышевку). Мы с вами как-то не привыкли рассматривать ее как принадлежащую к центру Курска, хотя до  акрополя рукой подать. А вот во второй половине 30-х там предлагали устроить  ни больше ни меньше как Музейный городок. Кстати, набережная уже в те времена на Барнышевке была предусмотрена. Не забыли тогда и «стрелку», образуемую при слиянии Тускари и Кура. Там когда-то стояла единственная в курской крепости каменная башня, первой принимавшая удары неприятеля.
Да разве только в 30-е?! Начиная с 1946 года в Курске было разработано несколько генпланов, каждый из которых включал в себя что-то интересное. Скажем, подземный автопутепровод под четной стороной улицы Ленина. Этот проект разработали и даже приступили к исполнению, но скоро передумали. Примерно так же получилось с автомобильным путепроводом над поймой Кура: от нижней части улицы Ватутина до улицы Сороковой (Бойцов 9-й дивизии). Улицу Ватутина с этой целью даже успели значительно расширить в нижней части. В двух генпланах присутствовали прекрасные проекты (один интереснее другого) спортивно-культурных комплексов непосредственно у русла Кура. Чем не тема для конкурса нынешнего?
Один из несомненных плюсов конкурса (а таковых немало) в том, что по целому ряду работ можно выявить некоторые устойчивые предпочтения разработчиков, которые в самый раз положить в основу будущих мозговых штурмов на эту тему. Скажем, многие видят Полугору, левую сторону спуска от Красной площади к площади Советов, как террасированный парк, менее всего скрывающий Знаменский собор... На ряде прорисовок склоны городского холма в сторону Тускари совершенно свободны от нынешней неопрятной растительности (деревья и кустарники) – только аккуратно подстриженная трава. Именно так эти склоны выглядели с самых давних времен, что мотивировалось, во-первых, оборонительными соображениями, а во-вторых, дефицитом топочных материалов. Так, может быть, с этого и начать любые работы в рамках реконструкции центра города? Несколько раз упоминается необходимость что-то решать с трубой ТЭЦ-1, которая откровенно портит исторический центр Курска...
К плюсам можно отнести и тот факт, что в целом ряде работ предлагаются вполне реальные решения актуальных проблем исторического центра. Скажем, в силу особенностей ландшафта оставляет желать лучшего доступность для общественного транспорта значительной части правого берега Тускари, в частности Боевки. Так вот, в проекте 29011 (победитель конкурса) предлагается проложить трамвайный путь по кромке того самого правого берега с выходом на Боевку. Затем по мосту на левый берег и мимо стадиона «Локомотив» – к трамвайному кольцу рядом с железнодорожным вокзалом. Надо ли говорить, что реализация этой задумки, кроме удобства для посетителей Боевки, сделает доступными для застройки и использования значительные площади, что ныне прозябают в  зарослях. В поддержку этой идеи хотелось бы напомнить, что железнодорожная технологическая ветка от станции Курск-2 (располагалась до 1968 года на месте нынешнего цирка) примерно до нынешней ТЭЦ-4 была проложена и активно использовалась еще в первой половине 30-х годов– для строительства электростанции на берегу Тускари. То есть исторический прецедент хотя бы частично имеется. До сих пор в хорошем состоянии и железнодорожный мост, по которому составы, следуя от станции Курск-Ямская, пересекали Тускарь. И если рассматривать с этой точки зрения, тогда можно будет построить трамвайную ветку от кольца на Барнышевке до того самого старого железнодорожного  моста, потом уже по левому берегу – до пешеходного моста, что соединяет его с Боевкой, а затем трамвай поворачивает направо и мимо стадиона «Локомотив» следует до вокзала... Правда, и в этом варианте не обойтись без дополнительно моста через Кривец, но в наиболее узком его месте.
К слову, исторические параллели можно провести и по отношению к другим интересным задумкам конкурсантов.
Но почему-то никого из участников конкурса «Курск-2032» не заинтересовала весьма актуальная тема тупиковости (с двух сторон) улицы Максима Горького. А ведь центр Курска, располагаясь вдоль холма с довольно крутыми склонами, давно уже нуждается в новых коммуникационных векторах в направлении «север-юг». Несколько лет назад, когда начали строить жилой микрорайон внизу улицы Лысая Гора, такое решение предусматривалось: устроить продолжение улицы Горького по кромке оврага рядом с Мирным проездом с последующим выходом на улицу Льва Толстого. Но скоро в самом критичном месте построили здание Пенсионного фонда, значительно усложнив исполнение этой задумки. Улицу Горького можно было бы продлить и с другой стороны, по территории Первомайского парка – до слияния с улицей Сонина. В XIX веке эта транспортная артерия (тогда улица Сергиевская) пересекала уже парк с севера на юг и подходила вплотную к знаковому в те времена зданию присутственных мест (на месте нынешнего заводоуправления, что левее Знаменского собора). Дальше тогда хода не было, но сегодня-то он есть... И заметьте, в рамках этой задачи – никаких обременений. Пускай будет не так эффектно и дерзновенно в цветных конкурсных прорисовках, но польза несомненна.
Здесь можно напомнить еще много тем, где творческий потенциал молодых архитекторов в рамках конкурса был бы реально полезен. Скажем, еще в 1937 году была задумана пешеходная лестница от улицы Ленина к Боевке. Начало планировалось рядом с жилым домом №65, который был построен незадолго до этого. До войны воплотить не удалось. К замыслу вернулись в начале 50-х, но уже по улице Мирной. В проекте это было очень интересно: со смотровыми площадками, зонами отдыха, торговыми павильонами... По курской традиции все упростили... Но почему бы не вернуться к этому замыслу сегодня? Стоит вспомнить, что центр нашего города значительной своей частью стоит на склонах холмов, которые куряне так и не научились эффективно использовать. Рано или поздно с чего-то нужно начинать...
И все же вернемся к территории акрополя, несмотря на насыщенность ее такими же обременениями... Скажем, не пора ли Курску обзавестись своим «Экспоцентром»? Сколько можно «мотаться» за 35 км от Курска – в местечко Свобода... И насколько динамичнее мог проходить Среднерусский экономический форум, если бы его выставочные площадки находились в городе. Не вместо Коренской ярмарки, но параллельно с ней. А место расположения «КУРСК-Экспоцентра» – бывший производственный корпус, что выходит фасадом на цирк. То самое здание, где когда-то располагалась мужская классическая гимназия. Площадей хватит, в том числе и для многочисленных заезжих ярмарок, для рекламных площадок зарубежных фирм. То есть общий интерес, а стало быть, и расходы общие...
К слову, в первой трети XIX века активно обсуждался вопрос о переносе Коренской ярмарки в Курск. И даже место выбрали – там, где сегодня Тускарь впадает в Сейм. Ведь перенесли же в свое время старинную Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород...
В завершение стоит добавить, что даже официальные генпланы развития Курска начиная с 1946 года исполнялись весьма фрагментарно. Хотя куряне платили московскому НИИ «Гипрогор» щедро и исправно. Однако тут были не только градоустроительные, но и конъюнктурные соображения. И если уж этот вполне официальный архитектурно-планировочный формат (генплан) вовсе не был обязателен для реального исполнения в Курске, то что говорить о задумках текущего конкурса, даже одобренных компетентным жюри. Впрочем, здесь ситуация особая. После столь мощной информационной поддержки конкурса  курскими СМИ следующим логическим этапом должно стать если не воплощение победивших проектов, то их подробнейший анализ – там есть во что всматриваться.
P.S. И все же машину времени, несомненно, удалось запустить. Дистанция – 13 лет.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...