Покупайте с удовольствием, или Как не попасть впросак в магазине
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Покупайте с удовольствием, или Как не попасть впросак в магазине


В походе за покупками может случиться всякое: охранник не пустит с сумкой в торговый зал, на кассе не окажется сдачи, цена вдруг изменится при оплате...    
Как правильно поступить в таких ситуациях и отстоять права?
– Придет на помощь закон «О защите прав потребителей», знание которого позволит решить появившиеся проблемы. Возьмите на заметку и другие правовые тонкости, регулирующие торговлю, – пояснили в отделе защиты прав потребителей администрации города.

Надо ли сдавать вещи в камеру хранения?
В супермаркетах у входа в торговый зал обычно установлены камеры хранения. Там оставляют пакеты, сумки, рюкзаки. Сначала охранники рьяно подходили к обязанностям, не пропуская покупателей с сумками в руках. Сейчас ситуация изменилась.
Оставлять на хранение вещи в камере – добровольный выбор каждого, и если охранник настаивает на этом, то нарушает закон (статья  421 ГК РФ). А еще в силу публичности розничного договора купли-продажи никто не может запретить покупателю пройти в торговый зал, имея при себе пакет, сумку или рюкзак (статья 426 ГК РФ).
Но если покупатель решил добровольно оставить вещи в камере хранения, то администрация супермаркета несет полную ответственность за вещи – это прописано в статье 901 ГК РФ. Но чаще покупатели видят объявление на камерах хранения, свидетельствующее об обратном. Знайте, это незаконно!

Если на полках просроченный товар
Заметили просрочку? Попросите продавцов убрать товар с полки. Оставьте запись об этом в книге отзывов и предложений: подробно опишите ситуацию и то, как отреагировали на требование продавцы. Когда в магазине будет проверка Роспотребнадзора, книгу отзывов и предложений просмотрят  сотрудники службы.
Можно обратиться в надзорное ведомство лично или написать жалобу. Для этого сфотографируйте просроченный продукт. Директора и владельцы торговых предприятий несут ответственность за реализацию товара с истекшим сроком годности (статья 14.4 КоАП РФ). За нарушение предусмотрен административный штраф.

Кто виноват?
Работающие люди заходят в магазин после трудового дня, когда в торговом зале негде развернуться в узких проходах. В час пик можно случайно задеть стеллаж, уронив стеклянную банку с консервацией или бутылку спиртного – от этого никто не застрахован. Администрация магазина потребует оплатить товар, но спешить не нужно.
Гражданин отвечает за проступок, если его признали виновным (статья 401 ГК РФ). Когда речь идет о вещи, которая испорчена случайно, то риски перекладываются на собственника (статья 211 ГК РФ).
Если нечаянно разбили товар и администрация магазина просит оплатить ущерб, сошлитесь на  обстоятельства: на загроможденные упаковками проходы, скользкий пол, ненадежно закрепленные полки или товары, расставленные неровно.
Возник спор? Пригрозите магазину подачей судебного иска.

Нет сдачи...
Продавец на кассе говорит: «Не продам – нет сдачи» и просит сбегать разменять купюры? Подобная  просьба – нарушение закона! За размен купюр отвечает директор магазина, обязанность которого – сделать запас разменных монет.
Договор купли-продажи – публичный, и на основании статьи 426 ГК РФ отказ от его заключения со стороны коммерческой структуры не допускается. Отсутствие мелочи – не повод отказать клиенту.
По закону покупатель имеет право в судебном порядке обязать магазин заключить договор купли-продажи. Хотя из-за такой ситуации вряд ли кто-то пойдет в суд.

Грязная купюра
Случается, что в кошельке появляется мятая, грязная или надорванная купюра, а на кассе отказываются ее принимать. В этом случае вспомните указания Банка России от 26 декабря 2006 года для определения платежеспособности банкноты. В них написано, что к наличному обороту принимаются деньги – потертые, грязные, надорванные, изношенные, продырявленные (проколотые), исписанные, с пятнами, без краев, со следами посторонних штампов. Для монет предусматривается наличие мелких механических повреждений.
Не берут? Не отчаивайтесь. Поврежденную купюру поменяют на новую в банках, но только в том случае, если она сохранила не менее 55% площади и не имеет признаков подделки.

Обыск в магазине
Охранник магазина или супермаркета не вправе обыскивать покупателей. Даже если у мужчины в форме появились основания подозревать человека в хищении, он обязан  вызвать полицию или попросить гражданина  добровольно предъявить вещи к осмотру. Каждый сам решает, какой из вариантов предпочесть.
Если решились на вызов полиции, то личный досмотр имеет право проводить сотрудник одного пола с досматриваемым, причем для проведения процедуры приглашают двух понятых того же пола. Процедура досмотра в обязательном порядке протоколируется (статья 27.7 КоАП РФ).

Не по ценнику
На кассе обнаружили, что цена товара выше цифры, указанной на ценнике? Продавец находит тысячу объяснений. Но покупатель вправе потребовать желаемый товар по указанной цене, так как это предложение публичное и изменению не подлежит.
В статье 10 закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что торговое  предприятие обязано предоставлять покупателям сведения о том, сколько стоит товар. А средство информирования –  ценник. Если такая ситуация произошла, покупатель может пожаловаться в Роспотребнадзор и попросить привлечь магазин к штрафу.
В департаменте развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города проконсультируют по любому вопросу. Адрес: улица Радищева, 5, шестой этаж, телефон 74-02-56.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...