Первым делом – тротуары, или Несколько мыслей на тему благоустройства
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Лицо любого города – его тротуары. Можно не обратить внимания на те  или иные архитектурные шедевры, но если плоскость, по которой вы движетесь, изобилует неровностями или другими «неудобьями»,  это невозможно не заметить.    
В Курске, особенно на центральных улицах, много тротуарных поверхностей, выложенных по всем правилам – не придерешься. Но это до первого люка технического колодца. Как правило, эти конструкции в целом (подземная железобетонная коробка) выступают над общим уровнем остального тротуара или располагаются ниже оного. Объясняется это тем, что здесь не получается выполнить слой щебенки и песка (дренажный слой) одинаковой толщины… Но даже если коробка технического колодца ничем себя не выдает относительно плоскости тротуара, то есть одно геометрическое противоречие, которое нужно преодолевать: крышка колодца круглая (как правило), а тротуарная плитка – прямоугольная. Неизбежно возникают зазоры, которые приходится заполнять раствором. И здесь как ни старайся – получается небрежно. Чем не «квадратуры круга»?
Чего только не придумали по этому поводу за последние десятилетия! Скажем, все чаще можно встретить крышки колодцев (к слову, не только чугунные) прямоугольной формы – чтобы совместить с  плиточным рисунком.  Мало того, где-то их выполняют в виде  вазы, куда сажают цветы или устраивают на люках маленькие газоны.  Но чаще всего люки вписывают в мостовую с помощью  дополнительной плитки специальной формы и размера. Заливать, пусть и аккуратно,  незаполненное плиткой пространство раствором, конечно, проще, но эта «ложка дегтя» изрядно портит мостовую, как бы красиво она не выглядела  в целом.
Общеизвестный факт: там, где еще до укладки плитки (порой очень давно) копали траншею, которую потом просто засыпали (без проливки и послойной трамбовки), то очень скоро на  поверхности появлялась впадина. Сначала небольшая, но с каждым годом увеличивающаяся. Попытка вскрыть покрытие, подсыпать песочка и уложить плитку заново поможет ненадолго.
В середине 70-х годов на улице Ленина масштабно сносили здания по четной стороне, улицу расширили, красная линия сместилась на десяток метров, пространство, где раньше стояли старинные здания, превратилось в тротуар. И в тротуарной поверхности в виде небольших усадок появились фрагменты контуров зданий, которые здесь когда-то стояли. Стены снесли, а полуподвальные помещения (которых там было много) просто засыпали в один слой. Вот они-то и напоминают о себе. Знатоки старого Курска без особого труда могут определить: эта усадка от здания, где располагался кинотеатр «Комсомолец», а  эта – популярная булочная на углу улиц Ленина и Кирова.
З атронуть тему состояния наших тротуаров помогла недавняя поездка  курской делегации в Белгород за опытом в благоустройстве города. И если уж использовать наработки соседей, то с целью сделать лучше.
Скажем, бронзовые, медные или чугунные вставки среди любой плитки делают тротуарное покрытие изумительно красивым. А если изготавливать вставку кратно сразу нескольким плиткам, то на ней можно разместить информацию и мемориального характера – о конкретных курских персоналиях или событиях.
Возможная реплика от знатоков темы: принципиальной новизны в этом нет. Хотя встретишь такое на улицах российских городов пока нечасто. Тогда другой вариант – чтобы говорили по городам и весям: «Ну куряне, придумали же». Тротуарная поверхность  способна приобрести и музейный характер – если, скажем, какие-то фрагменты   замостить на старинный манер дубовыми плахами или торцами, пережженным кирпичом (в свое время применялся в Курске для тротуаров) или классическим булыжником...
Что касается формы и декора крышек люков технических колодцев – это  прекрасная возможность проявить  фантазию в формате творческого конкурса. Чтобы и к этим техническим деталям стало вполне уместным определение: «только в Курске».
П онятное дело, тротуар интересен не только люками колодцев, но и другими атрибутами. «ГИ» уже писали о приствольных решетках, которые с середины 50-х годов украшали пешеходную часть курских улиц. Теперь их почти не осталось. Да и сами осветительные столбы, приняв новое обличье примерно в те же годы, уже изрядно постарели и требуют если не замены, то капитального ремонта…
Но сегодня поговорим об урнах. Согласно курским «Правилам уборки улиц» урны на тротуарах должны устанавливаться не реже 40 метров друг от друга и очищаться 1-2 раза в сутки. Исполняются ли эти нормативы? Судя по всему – нет.  Почему? «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»? Согласитесь, такой подход при его однобоком понимании позволяет кое-кому не сильно напрягаться: дескать, что уж тут поделаешь, если куряне такие неряхи?
А может быть, секрет ухоженности улиц во многих западных городах (но далеко не везде!) в том, что они не полагаются на приведенную выше фразу, а работают? Скажем, одним из компонентов чистоты там является жесткое законодательство и его неукоснительное соблюдение. В  Каннах, например, за брошенную на землю банку из-под газировки или окурок оштрафуют на 180 евро. В Калифорнии брошенный окурок и вовсе обойдется в 1000 долларов (к слову, от лесных пожаров их это тоже не спасает). И что особенно интересно: эти жесткие законы исполняются   повсеместно. Да что далеко ходить. В Беларуси тоже удалось навести порядок – везде чисто.
Один из секретов чистоты улиц в Европе (опять же подчеркнем - далеко не везде) кроется в использовании уличных пылесосов. Кроме того,  там регулярно моют тротуары. Это могут делать дворники или владельцы заведений, которые хотят, чтобы их магазинчики или кафе выглядели привлекательно. Шланги для мытья тротуаров подключают к пожарным гидрантам, которыми, кстати, можно воспользоваться и по прямому назначению: для тушения пожара до приезда пожарной команды.
Но вернемся  к уличным мусорным урнам. Все больше   городов переходят на систему этих атрибутов  в виде прозрачных пластиковых пакетов на держателях. Такие урны дешевы, их не воруют, дворник видит, когда пакет наполнился и его необходимо заменить.
Не пора ли и нам  уйти от бесконечного разнобоя в конструкции уличных урн и воспользоваться описанным выше опытом?  В конце концов, это просто дешевле – сменные пластиковые пакеты легко поддаются унификации. Кроме того, они способствовали бы и давно проповедуемой идее о раздельном сборе бытового мусора.
И все же  несмотря на жесткие законы мусор появляется на улицах абсолютно всех городов: человеческая натура одинакова во всех странах. Разница лишь в том, что где-то умеют и хотят убирать улицы, а где-то культура уборки оставляет желать лучшего.
К слову, на фотографиях старого Курска вы вряд ли отыщете мусорные урны. Скажем, на центральной улице мусор просто сметали в канавки (аналог ливневой канализации), что тянулись по краям проезжей части рядом с тротуарами, а дождевые потоки смывали его. Надо сказать, что и тротуары в нынешнем понимании (приподнятый по отношению к проезжей части участок улицы) появились довольно поздно.  Раньше пешеходную зону просто отмечали врытыми в землю столбиками.
Виктор КРЮКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...