Бомбежками их не возьмешь...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Бомбежками их не возьмешь...


Оставляя Курск в  феврале 1943-го, немцы взорвали правое крыло Ямского вокзала. В период подготовки и проведения Курской битвы разрушения были гораздо больше. 29 раз гитлеровская авиация (1247 самолетов) бомбила Курский железнодорожный узел, сбросив  более 11800 бомб – около тысячи тонн металла. Несколько десятков бомб попали и в здание старого вокзала, довершив его разрушение.    
В целом, начиная с лета 1941 года, Курскому отделению движения был нанесен ущерб в размере 13,87 млн рублей, из них 1442802 рубля – хозяйству вокзала станции Курск (был разрушен на 63,2%). Поэтому в ноябре 1943 года в Курске был построен временный деревянный вокзал, который служил до 1949-го.
Только лишь за одни сутки, 2 июня 1943 года, станцию Курск бомбили 910 самолетов – 22 часа подряд. Это был самый крупный налет немецкой авиации за всю историю Второй мировой войны. Было сброшено более 2 тысяч авиаснарядов. Подготовка к летнему наступлению советских войск велась в тяжелейших условиях. Тем не менее за 50 дней и ночей Курской битвы наши железнодорожники подали на фронт почти полмиллиона вагонов – около 120 тысяч составов.
Перед началом сражения на Курской дуге немцы требовали от своей авиации уничтожить пути отхода противника, то есть нанести удар по железной дороге. «Если мы победим поезда, то мы победим и в битве», – эта фраза прозвучала на совещании командования пикирующих бомбардировщиков люфтваффе, проходившем 4 июля 1943 года в Орле.
В грядущем сражении советское командование делало большую ставку на железные дороги. Если в битве под Москвой и за Сталинград близость линии фронта не позволяла использовать их, то на Курской дуге именно поезда должны были осуществлять три четверти всех перевозок, и прежде всего подвоз подкрепления, доставку боеприпасов и эвакуацию раненых.
Один из немецких летчиков, удивляясь самоотверженности железнодорожников, вспоминал: «Во время вылета я увидел потрясшую меня картину: какой-то советский железнодорожник, уже раненый, но как будто не чувствовавший боли, переносил ящики со снарядами с открытой платформы в канаву – подальше от железной дороги. Мы взорвали несколько паровозов, но их огромные, похожие на кости динозавров останки очень быстро убрали, вновь сделав пути свободными».
Ему вторил другой немецкий летчик (Франк Нойберт): «Целый километр железнодорожного полотна от Курска до Белгорода разрушался и восстанавливался три раза. Между тем, от нас требовалось создать разрывы на путях, чтобы сделать невозможным движение поездов. С каждым часом эта цель становилась все недостижимее... Для меня было ясно: наши противники ради победы готовы пойти на такие жертвы, которые мы себе и представить не можем».
Виктор КРЮКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...