Как «Бабане» дали приз в Казани
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Памятную годовщину отмечает регион, да и не только он, 19 ноября. Причем чувство в связи с круглой датой рождается в сердцах и взрослых, и детей. Ведь заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист Украины, главный режиссер Курского театра кукол Валерий Бугаев ставит спектакли для зрителей всех возрастов. А пока публика смеется, плачет и размышляет, обстоятельные критики и коллеги дивятся находкам первооткрывателя.    
Корреспондент «ГИ» накануне 70-летия пообщался с главным режиссером театра кукол Валерием БУГАЕВЫМ.
– Валерий Флегонтович, кроме предстоящего дня рождения, с которым вас поздравляют и читатели газеты, есть еще один приятный повод для встречи: приз за лучший актерский ансамбль, которого удостоился спектакль «Бабаня» на театральном фестивале в Казани. Ведь эта награда очень редкая. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
– Начать стоит, может быть, даже не с самого фестиваля «Шомбай-фест», а с того, что ему предшествовало. Весной в рамках Всероссийской программы «Большие гастроли», учрежденной министерством культуры РФ, мы участвовали в обменных гастролях с Татарским государственным театром кукол «Экият». Они приезжали играть на нашу площадку, мы – к ним. Конечно, старались не ударить в грязь лицом, в итоге дирекция Казанского театра пригласила коллектив для участия в фестивале.
– «Шомбай-фест», несмотря на юный возраст (недаром его талисманом выбрали мальчугана), – важная веха на карте театральной России. Тяжело выдержать конкуренцию?
– Фестиваль действительно солидный, международный. Коллективы приезжали даже из дальнего зарубежья, пусть и небольшие, зачастую семейные, как это бывает на Западе...
– Подобно тому как английская детская писательница Энн Хогарт с семьей сама показывала представления об ослике Мафине, которого сама и придумала?
– Да-да, подобная мини-труппа приезжала из Италии и две – из Франции. Был представлен белорусский театр «Лялька» из Витебска. Были и Карелия, и Красноярск с Новосибирском. Всего же приехали 18 театров. И каждый из них стремился представить эталонные работы. Так, с театром из Петрозаводска пьесу «Железо» показал главный режиссер Академического театра кукол имени Образцова – Борис Константинов. И приятно, что мы вписались в общий настрой праздника, подтвердив высокий статус Курского театра, к которому стремились на протяжении многих лет. Председатель жюри Ольга Леонидовна Глазунова особо отметила, что мы идем своим путем, обращаемся к произведениям, которые не ставились еще нигде. Во всех спектаклях ощущается индивидуальный творческий почерк театра, и это не самоцель  – все наши силы подчинены тому, чтобы работы оказались интересными для зрителей.
– И курские зрители дружным хором подтвердят это мнение, перечислив такие названия, мягко говоря, не типичные для афиш театров кукол, как «Венецианское адажио», «Король умирает», «Цыганы», не говоря уж о «Повелителе мух»: версию знаменитого романа вообще никто в мире не мог представить в прочтении, подобном вашему...
– Спасибо за теплые слова. Ну, и собственно «Бабаня» Кати Рубиной, написанная, как считалось, для «обычных», драматических театров страны, где она и шла довольно широко. Я эту пьесу нашел случайно. Предложил ее для работы. Коллектив принял пьесу, мягко говоря, настороженно. Но в процессе работы настроение актеров переменилось на противоположное, как у барабанщиков из анекдота, вдруг узнавших, что в симфоническом оркестре играют еще и скрипки.
– И вашу смелость и гуманизм не только зрители оценили, но и вершители судеб на многих фестивалях...
– Да, постановка принесла призы в Южно-Сахалинске, Белгороде. И вот – Казань. Лучший актерский ансамбль – не просто несколько ярких индивидуальностей. Награда «Шомбай-феста» – это оценка зрелости коллектива, его слаженности, уровня профессионализма. Эта оценка дорогого стоит.
– Казанцы гостеприимны?
– Постоянно чувствовали дружеское участие, нас встретили прекрасно, окружили вниманием и заботой. А какое там великолепное здание, даже дамы, входя, дополняют вечерние наряды бахилами, чтобы не повредить покрытие. Но давайте перечислим участников нашего сплоченного ансамбля, ведь артисты театра заслуживают того, чтобы о них гораздо больше говорили и писали. Зрители и читатели должны знать своих героев.
В истории русской, да и мировой драматургии вряд ли найдется другая пьеса, героиней которой является обычная уборщица в обычной больничке заштатного провинциального городка. Бабаня (она же баба Аня, она же Анна Дмитриевна Луговая) в исполнении заслуженной артистки России Наталии Бугаевой предстает перед нами глубокой, неординарной личностью, пережившей множество невзгод и потрясений, и сохранившей замечательное свойство русской женщины – прийти на помощь каждому человеку, принять участие в чужой судьбе. А судьбы в спектакле самые разные. Здесь нет второстепенных персонажей. Каждый – отдельная человеческая судьба.
Елена Печкуренко играет две роли. Шура – подруга Бабани и Криста, австралийка с русскими корнями. Разные, порой противоположные характеры, различные приемы актерского исполнения... Незадолго до отъезда на фестиваль произошло приятное событие – Лена Печкуренко стала еще одной заслуженной артисткой России в нашем коллективе.
Продолжая разговор о женских образах, назовем Елену Костину, о ней также высоко отзывались критики на фестивале  – она исполняет роль Алки.
Ну и о мужской половине. Игорь Семяновский, Александр Титов, Юрий Лисняк – в этой пьесе трудно определить, кто менее важен в общем замысле...
– У Бабани на всех сердца хватает, она спасительная соломинка...
– Совершенно верно, каждая из историй трогает по-человечески. Вот художник-эмигрант со странным именем Зимовий: Игорь Семяновский был удостоен специального приза жюри на фестивале в Белгороде. У Юрия Лисняка роль менее объемная, зато также важная, он играет врача, сына Зимовия. Их сцена прощания с Бабаней в аэропорту Франкфурта вызывает слезы в зрительном зале.
Совершенно невероятная задача стояла перед Александром Титовым: сыграть австралийского мальчика Трегора (не такого, как все – по определению автора пьесы Кати Рубинной), а в следующем эпизоде неприкаянного восточного трансвестита Пинг-Понга с невероятными танцевальными способностями и невозможностью заниматься любимым делом. Он справился. Справились все. Это и есть актерский ансамбль. А еще участники этого ансамбля владеют навыками игры на музыкальных инструментах и поют. Всем спасибо! Вы – молодцы!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...