Заметки в пороховом дыму
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Заметки в пороховом дыму


Нет цены свидетельствам о Курске оккупированном и затем освобожденном, что собрал 77 лет назад Илья Эренбург. Строчки, что публикуют «ГИ», взяты из походного блокнота 1943 года: отважный военкор пришел в город вместе с воинами-освободителями, при этом не однажды рискуя жизнью.    
«После взятия Золотухина и Белгорода немцы в Курске остались без железных дорог. (Увы, Белгород вскоре после описанных событий вновь был захвачен гитлеровцами до 5 августа 1943 года) У них был один путь – шоссе на Льгов. Русские захватили Фатеж и перерезали шоссейную дорогу на Льгов. Фатеж был хорошо укреплен немцами, но Красная армия быстро овладела городом. Лейтенант Барзенов, переодевшись в крестьянский костюм и взяв документы «старосты», накануне штурма проник в город. Он изучил расположение немецкой обороны».

Сделаем необходимое отступление. Конечно, нельзя не заинтересоваться: а кто же такой бесстрашный лейтенант, о чьем подвиге курянам стоило бы слагать книги или ставить спектакли? Зная, что у Эренбурга случались неизбежные описки (чуть ниже  увидим неточность в случае с комдивом Степаном Перекальским), «ГИ» решили на свой риск задать в поисковики не сомнительное «Барзенов», а типично курское «Борзенков». И вот что выяснилось: это фатежанин Николай Васильевич Борзенков, помощник начальника штаба 896-го полка 211-й стрелковой дивизии. На сайте «Подвиг народа» можно увидеть наградной лист к ордену Красной Звезды.
Под видом полицая в ночь с 5 на 6 февраля разведчик пробрался в родной город с товарищами – русским Готовцевым, украинцем Плотицей и азербайджанцем Алиевым, а также юными партизанами Славой Ненашевым и Юрой Жабоедовым – и, пользуясь знанием местности, собрал драгоценные сведения об обороне противника. Отряду также было приказано нарушить телефонные коммуникации, разминировать мосты и захватить коменданта. Последняя задача сама собой отпала: герр Шаус из осажденного города попросту сбежал! Войска Брянского фронта освободили Фатеж 7 февраля 1943 года.
Итак, возвращаемся к походным заметкам Ильи Эренбурга.

«Вот и вокзал. Немцы его успели взорвать. Но они не взорвали тысячи вагонов с добром. Здесь и снаряды, и французское вино, и орудия, и бумага, и машины. Пассажирский состав. Вагончики с французскими надписями: «Государственная железная дорога – восточное направление» – в них приехали немецкие офицеры. Убегали они уже пешком...
В Курске немцы взорвали почти все большие здания: больницы, школы, театр, цирк, высокие жилые дома. Но мост они не успели взорвать, только подвесили авиабомбы.
Горели дома. Шли уличные бои. В боях погиб любимец солдат – полковник Перклевский, который шел в боевых порядках. Наконец сопротивление немцев было сломлено. Не останавливаясь, наши части двинулись на запад. Два дня спустя торжественно похоронили героя-полковника. Улицы освобожденного города были полны толпой. Вышла газета. Начиналась жизнь. А впереди шли новые бои. Немцы бросили свежие части. Я видел пленных. Это крепкие парни 20-22 лет из «гитлерюгенд». Они кусались, когда их схватили. Они еще не воевали. Они еще верят в победу Германии. Они ведь не знают, что такое Сталинград или Касторное.
Вероятно, генерал Шнейдер и генерал фон Блюм изумились бы, увидев генерал-лейтенанта Ивана Даниловича Черняховского, чьи войска освободили Воронеж и Курск. Генералу Черняховскому всего 36 лет. Танкист. Вырос в семье железнодорожника. Его дипломная работа была посвящена предтече танка «Т-34». Знает хорошо французский язык. Крепкий телом и тонкий умом. Его биография похожа на путь танка, который преодолевает все препятствия.
Я описал, что видел. Возможно, спросят: в чем же тайна русского наступления? Отвечу: в моральной силе Красной армии. Пятьдесят лет тому назад можно было верить в абсолютную силу техники. Но в наш век, в век мощной техники, реабилитируется роль сердца. Ведь нет в мире орудий, способных уничтожить современную оборону, искрошить бетон. Значит, решает дело психика. Победитель Касторного генерал-лейтенант Пухов справедливо мне сказал: «Главное – это создать армию». Летом, в самые горькие дни, создавалась армия, способная наступать. Сейчас наступление стало ураганом».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...