Забвению не подлежит...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Забвению не подлежит...


Есть на территории Михайловского храма, с правой его стороны, скромный памятник из черного мрамора. Вы не найдете его ни в списке воинских мемориалов, ни в списке гражданских захоронений. На памятнике слова: «Спасибо тебе, неизвестный солдат» и изображение коленопреклоненного советского солдата в военной форме тех лет. Ежегодно, в день освобождения Курска, там проходят митинг и богослужение в честь павших защитников нашего города. Стоят в строю кадеты морской и казацкой школ, отдавая честь  погибшему воину. Однако в этом году у неизвестного бойца появилось имя...    
Еще в  2012 году Михайловскому храму, который числится морским, помогали с ремонтом ветераны флота из общественной организации «Кают-компания». В ходе работ мичман в отставке Владислав Бобнев обратил внимание на поржавевший, покосившийся крест  и пару гнилых досок – остатков   надгробия. На вопрос, чья это могила, батюшка, отец Сергий, ответил: здесь похоронен красноармеец. По одной версии, местные жители прятали раненого бойца, кто-то выдал, и немцы его расстреляли. По другой – скрываемый боец сам умер от ран и был захоронен на территории храма. Ни ту, ни другую версию подтвердить за давностью лет, увы, невозможно...
Однако Владислав Иванович, сын фронтовика, прошедший горнило Афгана и смотревший в глаза ядерной смерти на аварийной субмарине, принял   решение: погибший солдат достоин памяти потомков. На увековечивание  он получил благословение владыки Германа. Осталось  найти деньги для памятного знака. Подключился председатель профсоюза военнослужащих, полковник в отставке Николай Марков. Благотворительные суммы внесли депутаты Горсобрания.
В феврале 2018 года памятник был открыт. Однако это не конец истории.
Есть в Курском районе село Полянское, а в нем – школа имени гвардии лейтенанта Михаила Ходыревского, при которой создан  историко-краеведческий музей. Им руководит неравнодушный человек Юрий Дегтярев. Именно ему удалось выяснить имя неизвестного солдата, похороненного на территории Михайловского храма.
Исследуя документы военных лет, Юрий Владимирович установил, что упокоен  там Николай Петрович Бочаров, 1911 года рождения, старшина 1-го ополченческого полка 1-го батальона 1-й роты.
2 ноября 1942 года часть, в которой служил старшина Бочаров, отступала в сторону Старого Оскола по маршруту на кожзавод и через реку Тускарь.
Были найдены свидетельства очевидцев:
«Я, Иванов Д.Г., вместе со старшиной Бочаровым Н.П. и бойцом, чью фамилию не помню, по Пионерской улице вниз гнали две подводы. Не доезжая Троицкой церкви была баррикада, откуда выскочили неожиданно немцы и нас схватили. Подошел офицер, что-то сказал солдату, тот взвел автомат и показал нам в сторону двора. Когда мы вошли во двор на улице Золотаревской (ныне – Гайдара), я бросился бежать в сторону, заскочил в подвал. Раздались выстрелы. Через некоторое время я ползком вылез и увидел убитыми старшину Бочарова и того бойца, что с нами был. Наутро, 3 ноября, я добрался садами домой и сообщил матери, Бочаровой Акулине Григорьевне, о гибели сына. Она взяла соседок и привезла убитого домой, что и подтверждаю 05.03.1951 г. Иванов».
И другое показание, которое прямо указывает на место захоронения:
«Я, Яковлева Прасковья Петровна, проживаю в  Курске, улица Верхняя Луговая, 53, подтверждаю, что сын гражданки Бочаровой А.Г., проживающей в   Курске, улица Красная Линия, 48, Бочаров Н.П. 1911 г.р., действительно служил в ополчении и 2.11.1941 года погиб при занятии Курска немцами, похоронен в Курске, в ограде Михайловской церкви по улице Верхней Луговой. Мною лично с другими соседями он был на носилках принесен с улицы Золотаревской и на нем были следы восьми пулевых пробоин».
Так безымянный боец обрел  имя.
Если кто-то из скептиков скажет: «Да какой он герой? Скольких немцев убил? Сам к ним в лапы попал и сдался...» Не все так просто. Знал я одного ополченца, дядю Колю Гуляева с улицы Хуторской. Он иногда, подвыпив, рассказывал, как бились с немцами на развалинах кирпичного завода, как приобретался боевой опыт. С оружием было плоховато, да и квалифицированных командиров не хватало.
И вот представьте – подразделения формируются на скорую руку. Командиром батальона, где служил Бочаров, назначен был председатель промартели Докукин... Возможно, был тот Докукин командиром отделения в Гражданскую, да ведь война-то другая и батальон – три роты по 100 штыков – «с бору по сосенке» «запасников» да «белобилетников».
И сам Бочаров, которому было 30 лет на тот момент, конечно, служил в Красной армии когда-то, да уж забыл все, даже то, что при движении надо было выслать головной дозор. Но ведь не отсиживался на печке, не прятался на чердаке. Он и другие ополченцы вышли, необученные, слабовооруженные, задержали врага, дав возможность регулярной армии переформатироваться, подтянуть резервы и гнать фашистов с нашей земли вплоть до Берлина. Именно поэтому все они – герои.
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...