Хорошо смеется Тот…
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Хорошо смеется Тот…


«Будет здорово играться и смотреться!», – пророчествовал драматург Леонид Андреев, создав пьесу «Тот, кто получает пощечины».    
И в самом деле история уморительного шута с плачущей душой не сходит с подмостков более 100 лет. Она стала родоначальником целого направления в искусстве: здесь и оперетта «Принцесса цирка», и хит «Вива Кальман!» группы «Агата Кристи», и, возможно, киношный образ Джокера. Более четырех месяцев пьесу репетировали в Курском драматическом театре, чтобы в единственный за четыре года день – 29 февраля – сыграть премьеру.
Согласно замыслу режиссера-постановщика Натальи Людсковой сцена стала манежем.
После очередной репетиции в конференц-зал спустился исполнитель главной роли (даже не знаю, как его склонять: Тота или, может быть, Того) – заслуженный артист России Александр Швачунов в стареньком шерстяном свитере с вытканным словом «Хоккей». Как нетрудно догадаться, спортивную форму в этом образе ему и впрямь нужно поддерживать: пьеса ведь про цирк…
– Александр Сергеевич, навыки физкультурника в спектакле потребовались?
– Актеру они всегда нужны, даже и в мои 49 лет. Сегодня с Галиной Николаевной Халецкой (заслуженная артистка России и супруга  собеседника) отрабатывал сцену – не могу сказать, что там сложный акробатический трюк, но владеть телом в необычных условиях пытаюсь по мере сил. Мне вообще очень интересна нынешняя работа с режиссером, Натальей Александровной, и со всей постановочной командой. Думаю, и публику ждут необычные впечатления.
– Несмотря на яркое шоу, заявленное на афише, Леонид Андреев остался в литературе как фанатичный исследователь глубин человеческой души. Читательским кругам предстоит познакомиться с этим талантом по-настоящему. Как вы считаете, много ли потеряла отечественная сцена, где пьесы Андреева ставились нечасто?
– Это вопрос больше к режиссерам, но есть один момент, на который я обратил внимание на читках. Есть известная фраза из Шекспира: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Андреев же с этим спорит, утверждая, что весь мир… это цирк! Много в этом писателе заложено философии, в том числе богоборческой. Мне по-человечески не слишком близки главный герой и его решение. Но ведь все равно полагается оправдать все, что вытворяет Тот. А оправдать его могу только вот чем: когда человек хочет какого-то идеала, чистой, светлой любви, он не может допустить, чтобы этот идеал кто-то испоганил. Поэтому так страшен наш финал…
– Можете ли выделить какую-то доминирующую черту личности вашего персонажа?
– Думаю, эта черта – любовь. Был бы мой герой человеком религиозным, от постигшего его удара он ушел бы в монастырь. Но он выбирает другой путь – на дно… А вообще цирк –  потрясающий вид искусства, где все происходит здесь и сейчас. «Под фонограмму» сальто не сделаешь. Более того, в любом представлении есть интересное действующее лицо по имени Смерть. Сколько раз из выпусков новостей  приходилось слышать, что артист или артистка разбились насмерть! Работа в этой профессии – на грани. Если упадешь с высоты десятиэтажного дома, кровь прольется не чернильная, как здесь, в театре, а настоящая… И мне это интересно – дотянуться до такой высоты, до такой правды. Наши герои любят и умирают взаправду.
– Ваш герой и еще кое-что делает взаправду…
– Давайте не будем раскрывать содержание, пусть зрители сами разгадают эту необыкновенную историю!
К диалогу присоединилась артистка театра и кино, режиссер «щукинской» школы Наталья Людскова.
– Наталья Александровна, в каких городах работают ваши однокурсники по прославленному училищу имени Бориса Щукина?
– Константин Демидов – главный режиссер Краснодарского академического театра драмы имени Горького и актер кино, Артем Гареев ставит спектакли в Русском театре Эстонии, Тимур Кулов работает с разными театрами – словом, наш курс плодовитый.
– Давайте вспомним вашего педагога – мэтра театрального искусства Леонида Хейфеца. Сразу вспоминаются Театр Советской Армии, огромная сцена, вмещающая танк или самолет...
– Леонид Ефимович – это, прежде всего, не танки, а правильный разбор пьесы. В этом суть его метода. Он ученик Марии Кнебель, та была ученицей Константина Станиславского… Мария Иосифовна написала книгу «О действенном анализе пьесы и роли». А Константин Сергеевич в конце жизни был убежден, что «застольный» период работы над спектаклем нужно чередовать с этюдами. Вот и мы: разбирая пьесу, находим в каждой сцене событийное «зерно», пробуем рассказать об этом «от себя», а не словами роли, написанными драматургом. Пока я не разобрала пьесу подобным образом, не имею права приступать к работе. Конечно, нельзя без фантазии, но к ней впридачу необходимы личный опыт, душевные «сбережения». По поводу масштабности, – да, в Курске театральная сцена тоже огромна, можно было бы вывести лошадей, они ведь у Андреева упоминаются. И все-таки и в цирке психология – прежде всего.
– Но спецэффекты будут?
– Конечно, атмосфера цирка создается совместными усилиями художников, хореографов, словом, всех цехов. Ищем и находим! Многое можно сделать и своими руками. Например, у автора написано: есть трость, а в ней… впрочем, не буду раскрывать секрет. У меня такой склад натуры: дома иногда чиню вещи, даже в электричестве разбираюсь. На третьем курсе сдавала Леониду Ефимовичу экзамен на тему «мизансцена вокруг предмета», заняла третье место. Тогда я впервые сама изготовила корзину. Словом, всю фантазию, все умение вкладываю в работу над спектаклем.
– Отсутствие второго состава актеров – это тоже часть  замысла?
– На второго исполнителя надо заново выстраивать рисунок роли, а времени не так-то много, несмотря на нашу более чем четырехмесячную работу. Только на «застольный» период ушел месяц. Кстати, я пересмотрела все курские спектакли – труппа у вас замечательная!
– Вам в Курске, наверное, уютно работается, ведь художественный руководитель нашего театра Юрий Бурэ – также ученик Марии Кнебель?
– Да, в Юрии Валерьевиче увидела родную душу. Люблю таких людей, с хорошим чувством юмора, тех, кто понимает, что именно хочет сделать в своей профессии. Просто развлекать зрителя – неправильно! В этом убеждении мы тоже сходимся. И проведен ли разбор, о котором мы вели речь, его тоже волновало. Был момент, когда Юрий Валерьевич меня поправил, как более опытный режиссер. Кстати, сперва главный герой мне казался приятным, обаятельным, я стала ему сопереживать. Потом, в течение года размышляя над пьесой, дополнительно вчитавшись в биографию драматурга, многое поняла о финале –  о главном событии.  Сказала себе: «Не увлекайся этим обаянием». Хватило решимости твердо поставить финальную точку. Обещаю: финал будет необычным!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...