Ах, война, что ж ты сделала, подлая
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Ах, война, что ж ты сделала, подлая


«ГИ» публикуют воспоминания жителя Урала о нелегкой судьбе своей семьи из Курска в годы войны.    
Отец – Александр Павлович Поваляев – родился в Курске в 1911 году в семье мещан, окончил Землеустроительно-мелиоративный техникум и Военную академию бронетанковых и механизированных войск. В 1941 году был бойцом истребительного батальона, участвовал в обороне Москвы.
Мать – Мария Александровна Поваляева – родилась во Льгове Курской губернии в 1911-м в семье работника Льговского казначейства, окончила местную женскую гимназию с педагогическим уклоном и Центральный институт заочного педагогического образования в Москве. В 1941-м работала в Курском областном земельном отделе, выполняла работы по обороне города по указанию Штаба обороны.
В феврале 1941 года в семье Поваляевых родился сын Евгений, мой старший брат.

Бомбежки без конца
Со второй половины августа 1941-го Курск начал подвергаться постоянным налетам и бомбежкам вражеской авиации. Как рассказывала мама, «днем вражеских самолетов не было видно, лишь слышен гул моторов – «у-у-у», зенитки стреляли, осколки валились с неба…»
При эвакуации в сентябре 1941-го со станции Старый Оскол (в Курске вокзал был разрушен) поезд многократно попадал под бомбежки. Двигался вдоль линии фронта только через станции, где еще действовала железная дорога: Новый Оскол – Острогожск – Лиски… При разрывах бомб становилось темно от поднимавшейся в воздух земли, закладывало уши, воздух был пропитан гарью, пассажиров срывало с мест в купе и бросало на пол.
Как вспоминала Мария Александровна, самые сильные бомбежки пришлись на станцию Лиски, когда вокруг все  взрывалось, свистели пули, грохотали бомбы, земля поднималась до неба…
Тогда, в середине сентября 1941-го, линию фронта у станции Лиски пересек только паровоз и три из 26 вагонов этого состава. Остальные отцепились или сгорели. В ходе одной из бомбежек рядом с вагоном, где ехала мать с братом, разорвалась авиационная бомба. Тусклое пламя. Черный дым. Кровь, обезображенные тела погибших пассажиров... Мать и брата разбросало на железнодорожном полотне в разные стороны, на значительное расстояние. При этом семимесячный ребенок получил контузию от взрывной волны и сильный ушиб головы об искореженный рельс с соседнего пути. Из-за травмы головы и позвоночника мальчик на всю жизнь остался инвалидом. Мама в 29 лет полностью поседела.

Едва не потеряли друг друга
Потом началась их жизнь в эвакуации в Покровском районе Башкирии, где Мария Александровна работала в райвоенкомате. Здесь пришлось столкнуться с холодом, голодом и болезнями. Война чувствовалась и в этой глубинке: забрали мужчин и лучших коней. Сюда в глубокий тыл доносились горькие военные известия об оставленных городах и отступлении. Летели похоронки. В 1942 году пришло письмо от отца, он разыскивал семью по линии военной контрразведки.
После освобождения Курска Мария Александровна с сыном вернулись на малую родину. Она работала помощником заместителя председателя облисполкома. Курск оставался прифронтовым городом, подвергался бомбежкам. Отец принимал активное участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции.
После окончания войны все радовались Победе. Конечно, была она «со слезами на глазах». Война тяжелым катком прошлась по семье Поваляевых: сломала жизнь маленькому Евгению, мать долгое время вздрагивала от воздушных сирен, отец был контужен. Многие документы после войны пришлось восстанавливать заново, так как они  сгорели во время бомбежек. На фотографиях 1945 года видно, как постарели лица родителей во время  войны.
В том же году семья переехала на Урал к новому месту военной службы отца – инженера-подполковника Александра Павловича Поваляева.
Валентин Поваляев,
кандидат технических наук,
главный специалист ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»,
уроженец Челябинска.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...