Он умел побеждать вирусы
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В условиях пандемии коронавируса, как и всегда в пору испытаний, люди переосмысливают ценности. Как сыграл «Реал» с «Барсой», кого считают фаворитом модного конкурса, уже не так важно. На первый план выходят вопросы медицины.    
«ГИ» решили вспомнить земляка, заложившего основы борьбы с инфекциями. Это заслуженный врач РСФСР,  Герой Социалистического Труда Дмитрий Селидовкин – главный врач Центральной санитарно-эпидемиологической станции Минздрава СССР.
Эпидемиологи изменили мир
11 ноября 2019-го исполнилось 100 лет со дня его рождения. Велики его заслуги в укреплении системы санитарно-эпидемиологической безопасности в стране. И сегодня она заграждает путь коронавирусу.
– Бесспорной заслугой центральной СЭС Дмитрия Селидовкина стало создание мощной санитарно-эпидемиологической службы, в которой к 1991 году функционировало 139 санэпидемстанций с общей штатной численностью 6112 человек, – отмечал заместитель министра здравоохранения РФ  Владимир Уйба, ранее возглавлявший Федеральное медико-биологическое агентство.
То, что мы не боимся повальной чесотки, как 100 лет назад, не знаем, какой страшный смысл таится в строках «Тихого Дона» и «Поднятой целины», где сказано о гибели малышей от «глотошной», – стало заслугой Дмитрия Селидовкина и тысяч его сподвижников.

Как художник стал врачом?
Выдающий медик родился в 1919 году в селе Мармыжи, ныне Советского района. Кстати, в ту пору из десяти новорожденных в нашей и других среднерусских губерниях в среднем шесть детей не доживали до года…
Поразительно, но первым местом его профессионального обучения стала… Академия художеств в Ленинграде. Чтобы быть зачисленным туда, нужно обладать исключительными способностями. Значит, у юноши из курской глубинки они имелись. Но, как вспоминала коллега Дмитрия Алексеевича, врач-радиолог, лауреат Ленинской премии Ангелина Гуськова, из-за нужды в семье курянин вернулся в родные края и стал искать более «земную» профессию.
В Курске тогда было два вуза, он пошел в медицинский. Получить диплом довелось уже в войну, в эвакуации в Алма-Ате. Кто упрекнул бы молодого врача, если бы он так и остался работать в одном из госпиталей союзной республики, переполненных ранеными бойцами? Но в 1943-м курянин добровольно отправился на передовую в звании старшего лейтенанта медслужбы, командовал санитарной ротой 1016-го стрелкового полка 288-й стрелковой дивизии 3-го Прибалтийского фронта. Фронт существовал немногим более полугода, но в боях за Псков, Тарту и Ригу погибло много солдат.  За самоотверженность и верность долгу Дмитрий Селидовкин был награжден орденом Красной Звезды.
После Победы семья вернулась в Курск. Супруга, Алла Андреевна, в годы войны трудилась педиатром в Туркмении. Несмотря на уникальный опыт военно-полевого хирурга и давнее стремление посвятить себя физиологии, в условиях катастрофической нехватки кадров и опасной эпидемиологической ситуации в разоренном войной крае Дмитрий Алексеевич стал санитарным врачом. Успешно проявившего себя специалиста назначили заведующим районной, затем городской СЭС, а в 1954 году позвали в Москву.

Заслон болезням
С 1956 по 1986 годы он возглавлял Центральную санитарно-эпидемиологическую станцию Минздрава СССР, ныне Головной центр гигиены и эпидемиологии федерального медико-биологического агентства России.
Дмитрий Алексеевич курировал только создававшиеся СЭС системы 3-го Главного управления, о котором мало что известно россиянам. Этот главк был особо секретной структурой, «министерством в министерстве», здесь решались вопросы, связанные с медицинской стороной зарождавшейся атомной отрасли, а затем с полетом людей в космос. Впрочем, наряду с решением этих судьбоносных задач, ему приходилось заниматься «прозой жизни». Так, в 1960-1961 годах по инициативе ЦСЭС были начаты широкое внедрение и гигиеническое изучение влияния фторированной питьевой воды на профилактику кариеса.
Как на фронте, курянин глядел смерти в лицо, борясь со вспышками особо опасных инфекций, включая болезнь Боткина, дизентерию, корь и эпидемию холеры биотипа Эль-Тор, напугавшей в 1970 году черноморское побережье.
«Холера косит стройные ряды, но люди вновь смыкаются в шеренги», – пел (не в открытую, конечно) Владимир Высоцкий. Справиться с бедой медикам удалось оперативно, и в том же августе сподвижник Дмитрия Селидовкина по 3-му управлению Минздрава Аветик Бурназян докладывал: «Что касается Керчи и Одессы, то ликвидация заболеваний в этих городах Советского Союза завершена, положение стабильное, очаги инфекции локализованы и практически полностью купированы».
Из беды медики извлекли уроки, по представлению 3-го управления и ЦСЭС в централизованном порядке в стране выстроили 32 лабораторных корпуса. Через десять лет в санэпидслужбе уже работали  200 лабораторий, в том числе 84 бактериологических, 19 вирусологических, 55 санитарно-гигиенических и 58 промышленно-санитарных, а также пять отделов по диагностике особо опасных инфекций. Они служат россиянам и сегодня.
Предметом особых забот Дмитрия Алексеевича была радиационная защита при регулярных для той эпохи испытаниях атомного оружия, выполнении космических программ, работе на экспериментальных ядерных установках, как в фильме «Девять дней одного года», и атомных электростанциях.
Кандидатскую диссертацию Дмитрий Селидовкин посвятил санитарно-гигиеническим вопросам охраны здоровья персонала АЭС и членов их семей. А в его собственной семье выросли двое выдающихся деятелей науки. Сын Андрей Дмитриевич – физик, ученый секретарь Института ядерных исследований Академии наук. Другой сын – Георгий Дмитриевич продолжал отцовское дело, в том же 3-м управлении Минздрава СССР  исследовал процессы в человеческой крови. Именно он первым прилетел в ночь на 26 апреля 1986 года в Припять, в неизвестность  – спасать ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Сам преждевременно ушел из жизни после тяжелого радиационного поражения организма.

«ГИ» расскажут о подвиге Георгия Селидовкина (кстати, родившегося в Курске) к очередной годовщине трагедии Чернобыля.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...