Первый в России
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Первый в России


Первые соревнования по картингу в Курске проходили на Советской площади – тогда так называлась Привокзальная. Трасса обозначалась маленькими шинами. Они же защищали гонщиков от травм и зрителей от юрких машин.    
Продолжение. Начало в №19 от 13 февраля, №30 от 12 марта, в №34 от 21 марта, в №44 от 11 апреля
Мечта Льва Кононова
Сначала для курян это было малопонятное зрелище.
С одной стороны, интересно – маленькие машинки похожи на большие игрушки. С другой стороны, кто впереди, кто позади понять было трудно. Для тысяч пассажиров, особенно пригородных поездов, такие гонки были, конечно, помехой. И как трудно было организаторам соревнований вывести из строя на весь световой день многолюдную площадь: завезти шины, сделать разметку, считать круги. Непросто было сдерживать любопытных, чтобы не мешали гонщикам и не попали в аварию.
Были в Курске и более подходящие для соревнований площади, например, Красная и Знаменская, но на день перекрыть центр города никто бы не разрешил.  У Льва Кононова после первых соревнований созрела мысль: городу нужно иметь постоянное место для соревнований и тренировок. У футболистов – стадион, у летчиков и парашютистов – аэродром, для скачек – ипподром, а для картингистов нужен картодром.
Лев Сергеевич по выходным обследовал городские окраины в поисках места для  стадиона. Вечерами рисовал будущий объект.  В России подобных сооружений до этого не было.

За дело берется Дворец пионеров
Гибель Льва Сергеевича перечеркнула надежды на картодром. Но только на время. Тот сад, что посадил Лев Кононов, выкорчевать было невозможно. Благодаря ему репутация Дворца пионеров выросла и в Курске, и далеко за его пределами. О нем говорили по всесоюзному радио, писали в московских газетах и журналах, показывали по телевидению.
В Курске проводилось немало соревнований, и во Дворце пионеров появились высококвалифицированные судьи по картингу: директор Михаил Немежанский, Инна Загурьани, Николай Дурнев, Нина Малявина. Некоторые достигли республиканской категории по судейству. Так что городу был очень нужен картодром. И Центральный комитет комсомола, и ДОСААФ   готовы были оказать помощь в его строительстве. И, заручившись письменной поддержкой, Михаил Немежанский пошел по курским инстанциям.
Горисполком выделил землю – на окраине города в районе Трепельного комбината. Опыта строительства картодромов в стране еще не было, проект заказали  «Курскгражданпроекту». Там потребовали проведения экспертизы на кафедре строительства Московского автодорожного института (МАДИ).
И тут за дело взялась Инна Загурьяни. Она стала одной из главных специалисток стройки. У нее был особый «пробивной» талант: горы свернет, но сделает то, что поручили. Она добилась встречи с ректором МАДИ Леонидом Афанасьевым и так увлекательно обрисовала перспективы картодрома, что профессор стал союзником строительства. Научные сотрудники изучили проект, посчитали его интересным и безопасным. Но рекомендовали для усиления прочности полосы использовать особый щебень – из Замчаловского карьера Ростовской области.
Директор дворца часто приезжал на место будущего картодрома. Не верилось, что в этом овраге может получиться что-то стоящее.

Борьба за строительство
И вот стройка началась. Десятки самосвалов, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры кромсали землю. Трассу прокладывали рабочие Курского треста дорожного строительства. В эти недели Михаил Немежанский рабочий день начинал не во Дворце пионеров, а на стройплощадке.
Непросто было привезти щебень, ведь нужны были вагоны и разрешение Министерства путей сообщения. Инна Загурьяни не без мытарств согласование получила. Вагоны удалось добыть в Воронеже – в управлении Юго-восточной железной дороги. В Ростов Инна Анатольевна поехала вместе с гонщиком и конструктором Олегом Шаевым. Но за щебнем была очередь, и довольно длинная. Инна Загурьяни и в этой ситуации нашла выход: убедила и ростовчан, что картодром очень нужен стране. И обкомовцы помогли. Три дня грузили состав... В Курске Инну Загурьяни и Олега Шаева встречали как героев. Михаил Немежанский договорился с комсомольцами курской автоколонны №1307 о помощи в разгрузке щебня.
Средства на картодром выделили поровну областной бюджет и ЦК ДОСААФ. Областные деньги поступали вовремя, а ДОСААФ тянул.
– Инна Анатольевна, готовьте командировку, – обратился директор Дворца пионеров.
– Куда теперь?
– В Москву. В ДОСААФ. И без денег не приезжайте.
В столице пояснили, что долгостроев и так много, зачем еще один? Тогда Инне Загурьяни посоветовали обратиться к замминистра просвещения СССР Любови Балясной. Она хорошо относилась к курянам,    убеждать не пришлось. Помогла уговорить руководство ДОСААФ.
...Через год дорожка была готова. Для зрителей построены трибуны. На соревнования куряне приходили семьями. Расстилали покрывала на траве на откосе, болели – и тут же могли перекусить. Трасса была видна отовсюду. А следить за гонками очень интересно.
Торжественное открытие картодрома состоялось 12 октября 1971 года. С тех пор все российские соревнования проводились в Курске. Принимали куряне и чемпионаты СССР, и даже Кубок социалистических стран.
Начинался сезон в мае и продолжался до октября. Зимой картодром заносило снегом. Но спортсмены нашли выход – гонки по льду. Лед заливали на стадионе. Так и сошлись вместе машины и лед, ведь куряне любили и гонки, и русский хоккей.
Василий Воробьев.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...