«Вернусь с фронта, пойду учиться на врача»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


24 мая исполняется 97 лет ветерану Великой Отечественной войны, полному кавалеру ордена Отечественной войны, кандидату медицинских наук Борису Григорьевичу Шуклину. Династия Шуклиных богата талантами. Члены семьи внесли вклад в иконопись, изобразительное искусство, архитектуру, медицину, дизайн.    
Борис Григорьевич родился 24 мая (по документам – 2 июня) 1923 года в Курске, в многодетной семье художника Григория Адриановича Шуклина. Рос вместе со старшими братьями Николаем, Федором, Василием, Алексеем, Виктором и сестрами Евгенией, Валентиной, Тамарой.
В семь лет пошел в школу №1, в которой преподавал рисование его отец. Учеба проходила без больших затруднений, однако в стране было время перемен. Борис Григорьевич до сих пор помнит, как везли раскулаченные семьи на выселки. В 1933-м начался голод: люди от дистрофии умирали на улицах. Затем был период жестоких репрессий. Это длилось приблизительно до 1938 года.
Потом началась Советско-финская война, в школе-новостройке вскоре развернули госпиталь для раненых. Борис Шуклин учился тогда  в 7-8 классах. Парты и другое имущество школы носил  от улицы Павлова до Садовой в здание школы №6 (ныне лицей №6 имени Михаила Булатова). Ребята факультативно в вечерние часы проходили подготовку по сдаче норм стрельбы из боевой винтовки, пулемета «Максим».
21 июня 1941 года в школе №6 был праздник выпускников, окончивших 10 классов, а на следующий день началась Великая Отечественная война.
Очень быстро допризывников вызвали в военкомат, постригли и отпустили до особого распоряжения.
Борис Григорьевич награжден орденами Отечественной войны I, II степеней, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Жукова и другими юбилейными медалями
Боевой путь солдата
Военная жизнь Бориса Шуклина началась в 1943 году в армейском полку связи 60-й армии. За плечами была школьная подготовка по радиотелеграфии. На вооружение стали поступать новые радиостанции РБМ, РПК, РСБ и Бориса Григорьевича записали в учебную радиороту для их изучения. Через короткое время мужской персонал полка связи заменели женским. Мужчин направили в дивизии. Так Борис Григорьевич попал в 322-ю стрелковую дивизию, взвод автоматчиков. Из-под Рыльска, где они занимали оборону, соединение было передислоцировано к Прилепам Хомутовского района.
Борис Григорьевич стал участником Курской битвы.
Из интервью Бориса Шуклина:
«Было сосредоточено столько войск и артиллерии! Прожужжал залп уж не знаю какого количества «катюш», в пределах видимости их было не меньше 20, и одновременно после этого заговорила вся артиллерия: полковая, дивизионная и приданная, минометы. Грохот такой, что, если рядом стоящему кричать в ухо, он ничего не услышит. Это было светопреставление. Я видел это впервые и по сей день не забуду. Хотя в последующий период войны еще девять раз был на главных ударах армии, но такой артиллерийской подготовки больше никогда не видел.
Нас с немцами разделяли нейтральные позиции метров 200, может 150. И в пределах видимости поднимались куски земли и как будто смешивались с воздухом, темнел этот участок воздуха, казалось, что живым там остаться невозможно. Когда это прекратилось, было впечатление, словно перед нами перепаханное поле. Какая-то воздушно-земляная взвесь была метра на два над землей, сплошная пелена, и мы сквозь нее пошли в атаку. На первом рубеже было всего четыре или пять немцев, оставшихся в живых, и те были просто одуревшие. Только на третьем рубеже было сопротивление. Мы быстро освободили Севск и потом повернули на Украину, к Глухову».
В боях Борис Шуклин был ранен, лечился в медсанбате и сам помогал врачам. Порой делать это приходилось сутками без отдыха. Одна рука была перевязана, другой помогал носить носилки. Смотрел, как оперировали солдат. Этот благородный, созидательный труд оказал на него большое впечатление. Он решил, что, когда вернется с войны, пойдет учиться на врача.
После ранения до конца войны был в составе 322-й дивизии. Прошел пешком  пол-Европы. Форсировал Днепр, освобождал Украину, Польшу, Чехословакию, Освенцим.
В боях за город Мелец (Польша) обслуживал телефонную линию. Противник вел сильный пулеметный огонь по нашим частям на переправе через реку Вислока. Невзирая на опасность, под обстрелом Борис перебрался через реку вброд, обеспечив связь полку на противоположном берегу.
Победу встретил у стен Праги.
Из интервью Бориса Шуклина:
«Помню, было голубое небо и солнце светило яркое-яркое, цвели черешня, вишня. Все дороги были усажены плодовыми деревьями, все в цвету, тюльпаны – такая красота! После того как мы не вылезали из грязи, ползали, как черви, искали место, чтобы спастись, тут был просто рай. Сидим и слышим, какие-то машины гудят и было объявлено по-немецки, по-чешски и по-русски, что война закончилась. Было удивительно увидеть, как оживал город. Пока шли бои, чехи прятались в подвалах, потому что их могли ранить. А тут слышим, калитка заскрипела, какой-то старик вышел со стулом, потом где-то послышалась скрипка, заиграли вальсы Штрауса. Все хлынули на улицу, словно шампанское из открытой бутылки, начались празднования. Все было очень приятно и красиво, единственное только огорчило: у меня все пуговицы на рубашке оторвали местные девчонки – на память. И погон оторвали. Там ведь на пуговицах звездочка была».
После войны
Борис Шуклин демобилизовался в апреле 1947 года из северной группы войск. И уже в сентябре сдал вступительный экзамен в Курский медицинский институт. Оказался в группе активных, хорошо учившихся студентов. Биологические науки оказались интересными, постигал много нового. Шесть лет пролетели, как миг, несмотря на трудности послевоенного периода.
В институте Борис Григорьевич влюбился в однокурсницу – Татьяну Сергеевну Кондрашову. Поженились и прожили в браке 70 лет, создав  крепкую семью.
В 1953 году окончил медицинский институт и дал согласие на работу в Беловской больнице Курской области в качестве хирурга. В организации работы операционного блока помогала сестра Любовь Степановна Забара, прошедшая войну.
Отработав пять лет в Беловской больнице, Борис Григорьевич поступил в клиническую ординатуру по хирургии. Сразу вписался в коллектив 2-го хирургического отделения областной больницы. За год ординатуры был включен в группу оперирующих и самостоятельно дежурящих хирургов. Окончив в 1960 году клиническую ординатуру, работал  в хирургическом отделении в качестве заведующего 240-коечного отделения.
Через некоторое время стал главным хирургом Курского облздравотдела, где проработал 20 лет. В его семье  –более 15 врачей.
Борис Григорьевич является наставником учеников лицея №6, школы №42, рассказывает ребятам о Великой Отечественной войне, событиях, участником которых он был.
27 сентября 2019 года школе №42 присвоено имя Бориса Григорьевича Шуклина.  
Юрий ЗАЙЦЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...