О русских воинах и народном духе
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Завтра – профессиональный праздник ученых, исследующих народы Земли, их культуру, быт. И в Курске есть специалисты в сфере народоописания. Направлений в ней множество: песня, костюм, историческая реконструкция...    
Назад в прошлое
Клуб исторического фехтования и ролевого моделирования «РАРОГ» занимается  реконструкцией событий прошлого с 2003 года. Казалось бы, какое отношение это имеет к этнографии?
Руководитель и вдохновитель клуба Евгений Ефремов пояснил: без изучения особенностей быта русского народа возвращение в прошлое невозможно.
– Реконструируем быт жителей Посемья в период раннего средневековья (вторая половина IX – первая половина XI веков), – рассказывает курянин. – Мужская часть клуба в совокупности представляет собой славянскую дружину IX-XI веков, включающую венгерских и скандинавских наемников (викингов). Женская – различные славянские племена и аланы. Почему именно этот промежуток времени? Потому что тогда Курск появился как отдельный город и был присоединен к Киевской Руси. Это время любопытно с точки зрения истории, экономики, военного дела в период становления русского государства при условии взаимодействия с соседями (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия).
При реконструкции используются источники письменного и изобразительного характера, а также материалы археологии. Курянам интересно не только создавать предметы быта, военного ремесла того периода, но и проводить эксперименты, чтобы понять: как использовалась вещь, почему она была сделана так, а не иначе.
Душа – в песне
Елена Рыжих взялась за нелегкую работу по возрождению казачьей песни. Елена Юрьевна – соучредитель и руководитель оргкомитета Международного фестиваля традиционной казачьей культуры «Православная Россия», руководитель ансамбля «Верея», лауреат международных, всероссийских и региональных премий и фестивалей.
– Люблю все настоящее, а русский народ – настоящий, особенный, славный традициями, – говорит курянка. – Коллектив не только поет донские песни: исследуем историю казачества на курской земле. Есть в регионе местечко Линово (ближе к Сумской области), интересное своей характерной манерой исполнения. Пока изучаем особенности, позже представим песенный материал на суд зрителя. Нас интересует душа народа: собираем сказки, истории очевидцев реальных событий, а потом используем материал в музыкальных спектаклях.
Саян или зиятка?
Руководитель клуба народного костюма Екатерина Черноок в представлении не нуждается. «ГИ» не раз писали о мастерице. Екатерина – этнограф в своей области, а в ее костюмах, сарафанах, платьях – душа русского народа.
Несколько лет назад она переехала в Курск, до этого в столице занималась историей народного костюма в клубе «Русские начала».
– Изучали материалы Русского этнографического музея, ездили по областям, собирая информацию, общаясь с носителями традиций, – рассказывает Екатерина. – Потом создавали наряды определенного региона или периода времени.
В коллекции девушки – 20 сарафанных комплектов. Это Костромская, Пермская губернии, Алтайский край, Курская область. Скоро собрание пополнится сарафанами, имеющими местное название – саян (юг Курской области) или зиятка (граница Курской и Орловской областей).     По словам Екатерины, изучившей народные традиции, в старину наряды могли создаваться не сразу, а поэтапно. Если не хватало одной детали, то вещь откладывали и дошивали позже. Правда, носила ее уже не сама мастерица, а ее дочь.
Археология – скелет, этнография – мышцы
Директор НИИ археологии юго-востока Руси, профессор кафедры истории России КГУ Владимир Енуков уверен: исследование особенностей народа, его быта и культуры неразрывно связано с дисциплиной, изучающей прошлое человечества по вещественным источникам.
– Говорю студентам: археология – скелет, а этнография – мышцы. Данные этнографии имеют большое значение для изучения истории народов, вопроса об их происхождении, переселениях, – говорит Владимир Васильевич. – Например, реконструкция домостроительства на Руси с VIII по XIII века. Этим направлением занимались вместе с супругой Ольгой Николаевной. Попытались проследить традиции и новации в домостроительстве населения того времени, реконструировать ведущие строительные схемы, выявить факторы и источники изменения. Изучали междуречья Сейма и Псла – Горнальские, Липинские археологические памятники, посады Курска и Рыльска. Дали результаты и раскопки Липинского археологического комплекса, где впервые зафиксировали усадебно-уличную застройку.
Екатерина ПРОЗОРОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...