Виктор Зорькин: «Я выбрал любимую профессию»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Не только женским праздником является 8 марта для увлеченных театралов. Католики в этот день почитают память святого Филимона-актера. А еще это дата рождения всеми любимых актеров Евгения Матвеева, Андрея Миронова. И курянина Виктора Зорькина.    
Заслуженному артисту России, одному из опытных мастеров драмтеатра имени Александра Пушкина исполняется 70 лет! Предпраздничные дни, как и любая другая пора, были наполнены подготовкой к очередной премьере – комедии по пьесе Франсиса Вебера «Дорогое сокровище».
– Виктор Александрович, можете поделиться, какие приключения ждут вашего героя?
– Пьеса вроде бы легкая, простенькая, однако насыщенная оттенками смешного и серьезного. Мой персонаж – господин Жонвиль – миллиардер, ловелас, но… накопления отдает сыну. Правда, и сомневается притом: а его ли это сын?.. Поделюсь одной репликой своего персонажа: «Пожалуй, нам нужно устроить анализ ДНК».
– Вы всегда убедительно выступаете и «прокурором», и «адвокатом» для каждого из персонажей, но Жонвиль – это фигура в большей степени сатирическая. Не скучаете по таким благородным людям, как красноармеец Миша Ерофеев в спектакле «Прости меня»?
– О да, как же не вспоминать добром эту роль по повести Виктора Астафьева «Звездопад», даже спустя 40 лет. Владимир Бортко, занимавший тогда пост главного режиссера, приглашая меня в Курский драмтеатр, сразу сказал: «Беру на главную роль». Кстати, храню экземпляр пьесы с рабочими пометками Владимира Владимировича. Хочется передать эту реликвию сыну Бортко, также Владимиру, известному кинорежиссеру…
– Нашему театру с более чем двухвековой историей   нужен свой музей, где этой реликвии нашлось бы почетное место. А из хранилищ костюмерных была бы извлечена буденновка, в которой вы в 1990-х вышли на поклон после «Свадьбы Кречинского».
– …И там может быть еще буденновка из «Красных дьяволят»! Мой герой был Мишка Недоля. Меня ввели в этот спектакль прямо на гастролях, когда Сережу Симошина в армию забрали.
– В 1984-м вышел детский спектакль также о Гражданской войне «Был настоящим трубачом»… Помню, на премьеру приезжал автор – известный писатель Юрий Яковлевич Яковлев.
– Играл в нем красноармейца-артиллериста Яшечкина, который дружит с главным героем – маленьким актером-агитатором Котей, причем играла мальчика… Марина Кочетова. Это театральное амплуа называется «травести». Кстати, когда играли «Трубача», произошел уникальный случай. В муляжи винтовок были встроены работающие стартовые пистолеты, чтобы изображать выстрелы. И однажды так выстрелили, что искра попала на кулисы, которые загорелись! Мы с Сережей Симошиным гасили пламя, волдыри были на руках. Зато пожара не случилось и нам объявили благодарность.
– И это не единственная работа с вашим участием для самой требовательной публики – детей, к тому же вы как режиссер постоянно радуете добрыми сказками. Только 2021-й Новый год стал исключением из-за пандемии. Какой видите будущую премьеру для детей?
– Знаете, я не сторонник модных сейчас героев-роботов или инопланетян, воспитывался на наших сказках. Обожаю их! Василиса Прекрасная, Илья Муромец – это здорово! Сейчас фигуры плоские, у них нет человеческой натуры, нет «нутра». До сих пор с восхищением смотрю отечественные мультики 1950-х, 1960-х. Недаром даже Голливуд им удивлялся. А кто озвучивал рисованных персонажей, – это   легенды, народные артисты Советского Союза! Алексей Грибов, Анатолий Папанов, долго можно перечислять.
– Вы, наверное, и театр полюбили благодаря сказкам?
– Да, впервые попал на спектакль во втором, наверное, классе в Воронеже. Помню, сидел в ложе, до сцены рукой подать, и каким это казалось волшебством! Даже помню запах кулис. И – все, влюбился в театр. А дальше, считаю, что это судьба: окончил школу — и начался набор во вспомогательный состав Воронежского драмтеатра. Подготовил какие-то отрывки, пришел на прослушивание. За столом сидел главный режиссер, народный артист Меер Абрамович Гершт. Ох и нахохоталась с меня комиссия! И все-таки взяли и во вспомогательный состав, и монтировщиком декораций. Мало того, когда отправился служить в армию, шефом войсковой части в Москве оказался не завод и не фабрика, а… Вахтанговский театр. Тоже судьба. В выходные дни все прославленные спектакли репертуара посмотрели. Вернулся домой после демобилизации – а в Воронеже только что открылся институт искусств. Педагогами были Ольга Ивановна Старостина и Борис Григорьевич Кульнев, супруги: он – доцент Щукинского театрального училища, она – профессор ГИТИСа (театрального института имени Луначарского). Выпустили наш курс, за четыре года подготовили педагогические кадры. А мне до сих пор снится учеба. Не понимаю, как у кого-то хватает сил учиться нелюбимому делу. Мне повезло в жизни: выбрал любимую профессию и в ней существую до сих пор.
– У вас была мечта – перенести на сцену гоголевские «Записки сумасшедшего»…
– Была. Не случилось пока. Зато поставили с Леной Цымбал «Урок мужества». Тема тяжелая, долго подбирали стихи и песни. И было очень приятно, когда зрители плакали, – это дорогого стоит. Значит, донесли дух той страшной и великой эпохи. Но мечту о безумном Поприщине пока что не похоронил!
– Еще помнится, на предыдущем юбилее мы говорили о том, что может выйти в свет сборник стихов.
– Не могу назвать точное время, но выйдет обязательно. Материала набралось столько! Отдельным блоком идут поздравления дорогим коллегам. Еще один пласт – стихи-песни. Плюс лирика, военная и философская тематика. Надо все перебрать, разложить по полочкам… Даже в один том не вместится.
– А сценарий капустника к нынешнему юбилею не приготовили?
– На 50-летие писал, но новые идеи найти, не повторяться – сложно. И решил сыграть спектакль. Сорин – одна из моих любимых ролей, поэтому с Юрием Валерьевичем Бурэ вышли на «Чайку». Подобная роль попалась впервые в актерской практике, считаю этот персонаж трагическим. Жизнь у него не удалась, но Сорин может и пошутить, и задуматься. Окунулся в работу с такой радостью! Недаром после премьеры Валерий Рудской, возглавлявший тогда областной комитет по культуре, сказал: «Виктор Александрович, вас сразу и не узнал!».  Это большая похвала, ведь грима у меня там мало.
Павел РЫЖКОВ.
Фото предоставлено Курским драмтеатром.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...