Дарят «Надежду на счастье»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дарят «Надежду на счастье»


Конкурс эссе в рамках проекта «Счастье возможно», поддержанный Фондом Президентских грантов и Курским институтом развития образования (соисполнителем гранта), объединил около 300 педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Участники делились собственным опытом, переживаниями, описывали удивительные истории рукотворных чудес.    
Организаторы конкурса «Надежда на счастье» мечтали привлечь внимание общества, его социальных институтов к проблемам образования и воспитания детей с ОВЗ, помочь сформировать доброжелательное отношения к ним, создать новые условия для преодоления барьеров, которые заставляют переживать ребят, отличающихся от сверстников.
Эссе педагогов соединяют в себе искреннее сопереживание особенным воспитанникам и полезные методические советы – как работать с тем или иным ребенком в зависимости от его диагноза и личных особенностей, какие задачи ставить перед ним, на что нацеливать родственников, как ему помочь наладить отношения со сверстниками. Необыкновенно эмоциональны работы родителей. Горько читать о частом непонимании, точнее, нежелании понять их проблемы со стороны окружающих. Но с какой радостью делятся мамы и памы успехами детей! Ведь освоить то, что другим дается легко и просто, для них – большой и серьезный шаг.
Торжественная церемония награждения победителей и призеров прошла в Центре творческого развития «Диалог». Уполномоченный по правам ребенка в Курской области Наталья Листопадова, директор центра «Диалог» Галина Хаботина, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Курского института развития образования Ольга Соболева, представители кафедры дошкольного и начального образования КИРО  Ольга Байбакова, Ольга Барышникова, Евгений Силаков, Татьяна Антопольская – каждый адресовал конкурсантам слова признательности и пожелания новых успехов. Подарком для конкурсантов стали музыкальные номера. «ГИ» знакомят читателей с фрагментами наиболее проникновенных работ.
Валентина ВОЛОСУНОВА, учитель-логопед Спасской школы Медвенского района:
«У Саши Снегирева – задержка развития.  Часто его мысль бьется, как бабочка в жестком коконе, и никак не может раскинуть радужные крылья. Чем ему помочь?
– Давай теперь, – предлагаю я, – нарисуем над домом радугу. Но не простую. Это будет радуга-замок. Каждый цвет – комната. И в ней фея живет.
Саша поднимает голову от рисунка. Рот приоткрыт. В голубых глазах – ожидание. Саша, как и все дети, любит сказки. С ними ему легче путешествовать в нашем не сказочном мире.
– Волшебницы этим людям помогают.
– И мне?
– И тебе, и мне, и другим ребятам. Сейчас мы их имена узнаем. Первая фея всегда носит платья красного цвета. Она теплая-теплая. Как солнышко! Она добрая-предобрая! Ну, как твой любимый котенок Тимка. И зовут ее… – я замолкаю. С надеждой смотрю на Сашу. Он тоже не спускает с меня глаз и молчит. – И зовут ее Доб… Как же ее зовут, Саша?
Мальчик еще несколько секунд смотрит на меня словно издалека. И вдруг глаза его, в которых живет небо, проясняются. Он шепчет:
– Добрая.
Вообще-то мне хотелось дать фее имя – Доброта. Но и Добрая подойдет. Я победно улыбаюсь:
– Молодец, Саша! Умник!
Светлая радость разливается в детских глазах, переливается через край, делая день ярче и добрее. Честное слово: я не видела, чтобы мои ученики из обычных классов так загорались от собственного правильного ответа, от, по существу, мимолетной похвалы».
Екатерина ДОЛМАТОВА, воспитатель детского сада №105, Курск:
«Здравствуй, Наташа!
Ты пишешь, что не видишь будущего у Сережи. Ты считаешь правильным запереть его в четырех стенах, в рамках семьи, «посадить» на домашнее обучение. Но, Наташа, ты не права! Хочу привести тебе  доводы в пользу инклюзивного образования. Да,  не спорю, домашнее обучение проходит в щадящей обстановке с учетом индивидуальных особенностей именно твоего ребенка, но какую ответственность ты берешь на себя  как родитель, ведь мальчик не получит социализацию, закрепится образ «особенного», «не такого, как все». А это большая ошибка! Важно, чтобы и ты, и Сережа, и все родственники привили себе понимание, что он полноценен, он может справиться с болезнью, не зацикливаться на проблеме. Вы должны взять себя в руки, объединиться в   стремлениях и целях  и идти вперед!».
Ольга МАМОНТОВА, замдиректора школы  №8, Железногорск:
«Я не раз замечала, как родители просто не подпускают детей к Володе, как будто он их сможет чем-то заразить.
Один раз подошла молодая девушка с ребенком лет пяти. Помолчала, немного улыбнулась и попросила нас гулять подальше от детской площадки, там, мол, тоже лавочки есть, аргументируя тем, что мы места много занимаем, да и дети не хотят видеть этого мальчика. Хорошо, что это она сказала мне тихо, и Володя ничего не слышал. А я настолько оторопела, что и не смогла ничего ей ответить, кроме «подумаем». Через несколько дней, когда шла с очередных занятий,   увидела ее с ребенком возле качелей и подошла с ней поговорить. Готовилась к этому разговору, привела  много доводов, когда физический недуг – не показатель развития, а тем более воспитания. Рассказала о детях, которые стали победителями всевозможных конкурсов, которые добились успеха в спорте и стали знаменитыми. Некоторым из них, вопреки всем осложняющим обстоятельствам, удается открыть миру  таланты и добиться большого успеха. В мире много храбрых и сильных детей, которые сумели покорить сердца широкой публики. Рассказала немного и о самом Володе. И посоветовала ей разговаривать со своей дочкой о детях, которые не такие как все. Тогда мы услышали и поняли друг друга».
Оксана ПОГУДИНА, старший воспитатель прогимназии «Радуга», Курск:
«Мы обращали внимание, что бабушка, приводя внучку в детский сад, в любое время года и в любую погоду обходила с ней здание и обращала внимание на то, что они видят здесь и сейчас: распустились нарциссы, налились тугие бутоны пионов, осыпалась рябина, полетел шмель, поставили новые качели – казалось, ничто не ускользало от взгляда этой пожилой женщины, а Маша все впитывала и запоминала. Часто она приходила в детский сад с новой книгой.
Девочка отличалась повышенной чуткостью. Только Маше приходило в голову спросить у меня: «Почему ты грустная? У тебя болит живот? Нет? Не живот? Зуб, значит». «Какая у тебя большая сумка. Тяжелая, наверное. Как же ты ее донесла?». «Кто тебе звонил? Мама? С ней все в порядке?». Такие детские вопросы-рассуждения первое время меня обескураживали, но и восхищали.
Ребенок добрейшей души, с феноменальной памятью, богатейшим лексиконом. Кем же она станет, когда вырастет? Кто сможет понять ее? Сделать счастливой? К сожалению, у меня больше вопросов, чем ответов.
Иногда я вижу эту девочку из окна транспорта. С рюкзаком, у которого не все карманы закрыты. Растрепанная. Пуговицы, застегнутые «невпопад». Вокруг нее вьются дети. Это радует. Не одинока, а значит, возможно, по-своему счастлива».
Виктория БОГОЛЮБОВА, Курск:
«Мы только внешне отличаемся от вас…
Можно сколько угодно жалеть себя и жаловаться на судьбу. Но если ты сам не найдешь в себе силы бороться, тебе не поможет никто. В каждой сложной ситуации нужно искать плюсы. Мой ребенок не обделен интеллектом – это чудо! У него есть ручки, ножки – это прекрасно! В любви и поддержке нуждается каждый ребенок! Но особенный – в трехкратном размере. Это его фундамент жизни. Родители – это буфер между маленьким беззащитным человеком и порой жестоким миром. Как мы будем относиться к своим особенным деткам, как научим их относиться к себе, так они пойдут по жизни».
Юлия ЗАРЕМБА, Курск:
«О том, что малышка родится без ручки,  узнала, когда делали третий скрининг. И как больно было слышать слова врача в больнице на повторном обследовании: «Вы только не оставляйте ребеночка в роддоме, не бросайте…».
А ведь такая проблема действительно остро существует в нашем обществе. Очень многие родители боятся, что не справятся, не смогут воспитать ребенка, поднять на ноги. А еще боятся, что морально не выдержат чужого мнения, осуждения, тыкания пальцем.
Также хочется обратиться к нашему обществу. Никто не знает, что ждет нас завтра. Поэтому давайте максимально добро, позитивно относиться к деткам с ограниченными возможностями здоровья. Поддержите, не пройдите мимо, а если нет такой возможности, просто подарите свою улыбку! Ведь она так нужна нашим малышам. Пусть в сердце, в сознании каждой мамы никогда не возникнет даже мысли о том, что особенного малыша нужно и можно оставить, бросить…».
Наталья ЛЮБИМОВА, Курск:
«Выход всегда есть. Когда имеешь детей с ограниченными возможностями, то у тебя появляется круг общения   «по интересам». И вот тут я была удивлена, насколько родители (обычно это мамы) позитивно настроены. Все что-то делают, куда-то водят деток, что-то советуют. Конечно, это не всегда подходит именно тебе, но ты тоже стремишься не упасть в грязь лицом и начинаешь принимать новые попытки развить ребенка.
Наши друзья настроены позитивно, ведь шуткой и смехом лучше преодолевать трудности. Мы сами решаем, с кем дружить и кого слушать. «Не собирайте негатив вокруг себя, он притягивает еще больше негатива. Коллекционируйте, пусть в мелких формах, позитив и любуйтесь им каждый день». Эти слова очень мне нравятся. Ведь навряд ли у кого-то жизнь сплошной праздник. Первая улыбка и слова, первые успехи, поездки к морю или в деревню, радости от общения с близкими, Дед Мороз, первый класс, каникулы, цирк, кино…  Как же много интересного было и не перечесть, а сколько еще будет! Мы стараемся запоминать именно эти моменты и показать их нашим детям».
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...