«Деревяшки» отдают пас Чебурашке
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Подумать только: с первого фестиваля российской анимации имени Бориса Дёжкина уже родилось новое поколение юных курян — восторженных зрителей отечественных мультиков. Праздник национального масштаба стартует в шестой раз! В прошлом году его пришлось перенести (причина понятна), теперь он возвращается в традиционные временные рамки — начало школьных каникул, с 2 по 5 июня.    
Итак, всего пять лет назад отечественная мультипликация была небогата фестивалями, и масштабные мероприятия, подобные курским, проходили лишь в Суздале. Но в 2016 году вся страна узнала: не только Останкино (куда переехал с Каляевской улицы и переулка на Арбате легендарный «Союзмультфильм») дарит детям и взрослым радость встречи с рисованными и кукольными чудесами.
Автор «Необыкновенного матча», «Матча-реванша», «Шайбу, шайбу!» и еще множества ярких картин, как и другие, даже самые выдающиеся служители мультипликации, из-за специфики своей профессии всю жизнь оставался в стороне от телекамер и журналистских диктофонов. Ну не была эта работа публичной, в отличие от «большого» кино. А что же, разве мультики — это не самое что ни на есть большое дело в самую ответственную пору нашей жизни, в детские годы? Ведь они заботливо и убедительно приучают нас к тому, что такое хорошо и что такое плохо (такой мультик, кстати, тоже есть), учат, что в игре, вообще в жизни нельзя грубить, жульничать, задаваться… Среди обойденных заслуженной славой был и наш земляк. А ведь если чье-либо имя и стоило бы присвоить всему «Союзмультфильму», то это в первую очередь относится к сыну курского железнодорожника, появившемуся на свет на самой заре мультипликационной эры — в 1914 году, но самому и сотворившему эту эру всего два десятка лет спустя!
Да-да, пусть с учебой у Бори в школе Ямской слободы складывалось не слишком ровно (об этом поведала курским журналистам вдова Бориса Петровича — Ольга Гайдук), зато на удивление ровным был его почерк самодеятельного художника. Когда вся курская семья (запечатлевший Дёжкиных драгоценный кадр в свое время отыскал историк Игорь Плаксин) перебралась в столицу, молодой человек пошел трудиться на один из столичных заводов слесарем. Но наблюдательный директор распознал в работнике дарование и со словами, что, мол, слесарей в стране и так найдется много, посоветовал Борису записаться на курсы карикатуристов при популярном журнале сатиры и юмора «Крокодил». Забегая вперед, отметим, что в области сатиры начинающий рисовальщик преуспеет так, что его фильм «Это не про меня» окажется как раз про нас всех, — про густо цветущую заразу блата и кумовства, поразившую страну.
Первым учителем юноши стал талантливый график Алексей Радаков. (Помните плакат первых советских лет «Неграмотный — тот же слепой»?) И… вскоре стало очевидным, что после этого наставника последующие даровитому парню не требуются. И наоборот, все, кто приходил вслед за Борисом Петровичем на только что созданный «Союздетмультфильм» (поначалу название студии писалось именно так), неизменно причисляли себя к ученикам курянина. Даже такой корифей, как Федор Хитрук, благодарно вспоминает, как мог часами наблюдать за летящим почерком анимационного волшебника. В первых же советских мультфильмах, например, в «Отважном моряке» 1936 года, уже приметны черточки будущих уморительных дёжкинских хоккеистов, боксеров, фигуристов… Как впоследствии установит крупнейший историк анимации Георгий Бородин, трудно вспомнить такую рисованную картину 30-40-50-х, где не видна неповторимая манера Дежкина! «Дядя Степа» и «Лимпопо», «Зимняя сказка» и «Весенние мелодии», «Конек-горбунок» и «Синдбад-мореход», «Ночь перед Рождеством» и «Аленький цветочек», «Желтый аист», «Кошкин дом» и многие другие — примерно шесть десятков самых динамичных, «заводных» и вместе с тем добрых сказок, взрастивших не одно поколение, вписаны золотыми буквами в творческую биографию курского таланта! Охочие до броских ярлыков журналисты придумали ему титул: «Русский Дисней», поверив в легенду, что «отец» Микки-Мауса приглашал курянина работать на свою кинокомпанию. Но Борис Петрович велик и сам по себе! Дисней, между прочим, был ярым ненавистником «красной угрозы», увольнял сотрудников, заподозренных в симпатиях к нашему строю, а Дёжкин в остром, не совсем детском «Чиполлино» воспел людей труда и ядовито заклеймил угнетателей… В чем уж справедливо сравнение с голливудским магнатом, так это в том, что оба они не знали пределов в выразительности и динамике. Но, отдав не один десяток лет каторжной работе с различными режиссерами, пусть и самыми крупными, от Ивана Иванова-Вано до Льва Атаманова, Борис Дёжкин сам взял «бразды правления», создав как режиссер-постановщик едва ли не с нуля, без чьих-либо наметок и разработок, новый жанр: спортивную мультипликацию! И вот недотепистый, но в глубине души добрый и великодушный Чмурик (так сам автор звал красноносого капитана хоккейной команды «Метеор») обрел любовь не меньшую, чем реальные ледовые звезды тех лет Виктор Кузькин, Вячеслав Старшинов или Анатолий Фирсов, причем не только у детей.
Отчасти успехом первый отечественный мультсериал (он снимался с 1963 по 1981 годы!) обязан спортивной натуре создателя. До сих пор от ветеранов «Союзмультфильма» можно услышать восторженные воспоминания, как увенчанный лаврами мастер вдруг прямо в служебном коридоре делал заднее сальто или жонглировал карандашом, прежде чем перенести на кальку очередной проигранный в голове эпизод. Трудно поверить, но в виде искусства, где требуется поистине орлиное зрение, Борис Дёжкин покорял вершины, будучи лишенным глаза! Страшную травму он получил при бомбежке немцами Москвы, где мультстудия не прекращала работать даже в войну. Но, кроме этой раны, была у мастера и иная боль. Бюрократы из начальственных кабинетов, демагогии которых позавидовал бы даже Обещалкин, а толстокожести — Носорог из довоенной еще экранизации сказки Киплинга, «зарубали» самые острые идеи бывшего рабкора-карикатуриста. А горькую сатиру «Это не про меня» и сегодня не увидишь в телевизионной сетке… «Несчастный клоун с внутренним плачем» — так называла супруга Ольга Владимировна, отождествляя с трагикомичным и трогательным персонажем из «метеоровской» серии. А когда Борис Петрович уходил из жизни от тяжелой болезни в 1992-м, уже вовсю «хворал» и «Союзмультфильм»: дорвавшиеся до власти «мальчики с пальчиком» (помните этого рисованного негодяя, закопавшего собственную совесть?) кинулись «кормить» российских детей вместо добрых шедевров скупаемыми по дешевке заморскими компьютерными сериалами, кстати, далеко не диснеевского уровня… Словно лохматые лиловые сорняки-чертополохи в залихватском эпизоде мультфильма «Чудесница» снова полезли из-под трактора, глумливо припевая: «Мы себя повсюду сеем». А культуру, в том числе мультипликационную, нужно насаждать с огромными усилиями. Кто из нас в детстве не баловался самодельными «мультиками» на уголках тетрадки?.. Движение пальцев — и задрыгался забавный человечек.  Вот только чтобы рассказать настоящую историю минут на десять нужно потрудиться куда серьезнее, — около года! И не в одиночку: кроме режиссера и художника, нужны фазовщики, прорисовщики, заливщики… Впрочем, Борис Петрович и тут был исключением: к судьбоносному Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве 1957 года он сделал основу для рисованного приветствия… вдвоем с коллегой Геннадием Филипповым и всего за неделю! Не заслужил ли такой подвижник мультипликации, чтобы и в его честь проводили фестиваль?
Но на малой родине всегда помнили его имя и заслуги. И когда замечательный просветитель, почетный кинематографист, заслуженный работник культуры РФ Сергей Малютин в 2012 году созвал в Курск на 100-летие анимационного кино звезд жанра, выяснилось: все они, от Владимира Тарасова до Гарри Бардина, гордятся тем, что учились профессии, вглядываясь в труд Бориса Петровича! Так взяло старт веселое и притом серьезное событие — Дёжкинский фестиваль. Областной комитет по культуре поддерживает эту идею много лет. И ныне Курск может гордиться не только тем, что в городе впервые в России был открыт памятник отечественному мультипликатору (скульптор — заслуженный художник РФ Владимир Бартенев). Нигде в стране не встретишь столь всеохватывающего цикла торжеств, бесед, показов, рассказов, мастер-классов, посвященных не только объемистому и многогранному наследию курского самородка, но и российской мультипликации в ее бесконечном развитии! Театр, филармония, библиотека, центры досуга, цирк — не найти такого учреждения культуры, которое не становилось бы фестивальной площадкой за эти четыре фестивальных года. Доброе дело киноведа Сергея Дмитриевича Малютина продолжают его преемники из «Курскоблкиновидеофонда». Но особенно важно, что и жители тихих райцентров Курской области благодаря просветительскому запалу кинофикаторов могут любоваться новинками «Союзмультфильма» и других студий (на ТВ, увы, приоритеты иные), да еще и пообщаться «живьем» с режиссерами или художниками! А как радостно горят глаза у маленьких пациентов больниц, куда наведывается мультяшный «десант», — несомненно, такое «лекарство» стоит прописывать почаще! И немаловажно, что создатели лент, ставших поистине хрестоматийными (как Владимир Тарасов с «Контактом» или Леонид Носырев с «Волшебным кольцом») высоко оценивают уровень развития, отличающий анимационные студии в художественных школах и других образовательных учреждениях. Год от году на мастер-классах под началом опытных наставников рождаются несложные, но искренние и яркие сюжеты с оживающими бумажными или пластилиновыми фигурками. География творческой мысли детей и молодых людей — от Курска и Курчатова до села Студенок близ Железногорска! Так что, убеждены столичные гости, курская земля может подарить миру мультипликации новых Дёжкиных…
Каждый год Дёжкинский фестиваль удивлял новыми формами. Например, в 2017 году он стал межрегиональным, к его проведению присоединились 8 субъектов ЦФО и Республика Крым; в 2018 году показы проходили не только в лучших залах, но и в детских больницах Курска, а в день открытия состоялся вечерний показ на открытом воздухе; в 2019 году абсолютной инновацией стал Мульт-Карнавал, а показы проходили на арене Курского цирка; в 2020-м, в Год памяти и славы, фестиваль был посвящен аниматорам-фронтовикам.
«Изюминка» этого лета — столетие со дня рождения одного из основателей отечественной кукольной анимации Романа Качанова. Впрочем, и в графике он был силен, — например, с Дёжкиным были сняты «Необыкновенный матч» и «Кто первый?». И все же Роман Абелевич главные свои шедевры, — а это «Варежка» и «Влюбленное облако», истории Крокодила Гены, Чебурашки и Шапокляк, — создал как кукольник. Правда, «Тайна Третьей планеты» с межзвездной музыкой и крылатыми фразочками, — это тоже он, Роман Качанов. Кстати, каждый из нас без труда вспомнит серьезнейшего пса-боксера на собачьем турнире в «Варежке»; так вот, мастера наделили персонаж портретным сходством с самим режиссером!
Как поясняют профессионалы, сложность кукольной мультипликации заключается в том, что для съемок необходимо создать всё, что будет находиться в кадре. Вспоминаем навскидку любой фильм: пустыня с колючками и песчаными бурями (серия о Черепахе и Дикобразе); осколки патефонной пластинки с фокстротом «Домовые» (в «Домовенке Кузе»); скотный двор и стол с посудой в шедевре для самых маленьких «Кто сказал «Мяу»?». Чтобы картинка двигалась плавно, а не резко, кадров нужно сделать гораздо больше, чем для рисованного фильма. Словом, дело весьма хлопотное и по нынешней поре весьма редкое. Но ряд мастеров из цеха кукольной анимации откликнулись на приглашение организаторов Дёжкинского фестиваля. Мастер-классы для школьников, возможно, для своей будущей смены, даст Марина Курчевская, потомственный аниматор, лауреат кинофестивалей, ведущая мастерской по своей специальности во Всероссийском государственном институте кинематографии, художник-постановщик таких кинолент, как «Боцман и попугай» (1985), «Музыкальный магазинчик» (1989), «Теремок» (1995), «Желтухин» (2002), «Снегурочка» (2006). Ей поможет Георгий Богуславский, лауреат фестивалей, режиссер, художник, педагог, руководитель независимых курсов художников-мультипликаторов, экспериментирующий с различными материалами («Колыбельные мира» (2009), «Псалом» (2010), «Последний глоток» (2011).
Не может существовать мультипликация и без смежных профессий; так, об истории кукольной анимации курянам расскажут старший научный сотрудник Государственного центрального музея кино, куратор культурных проектов киностудии «Союзмультфильм» Павел Шведов и большой друг курских кинофикаторов и зрителей, журналист, создатель сайта «Аниматор. ру», основатель и художественный руководитель национальной анимационной премии «Икар» Сергей Капков. С ними приедет из столицы поэт, театральный режиссёр, артист, редактор киностудии «Союзмультфильм», автор сценариев мультфильмов «Собачья дверца», «Возвращение Буратино», «Роман о лисе», «Откуда берутся снежинки?», «Ай да Пушкин!» Вадим Жук. Наконец, продюсер, режиссёр, сценарист анимационного кино Сергей Струсовский завершит успешно воплощенный курянами федеральный проект «Наши герои». Напомним, в его рамках детские студии анимации во Льгове и Студенке Железногорского района в течение года, с прошлого фестиваля, создавали мультфильмы о героях Отечества. Но, по доброй традиции, сюрпризы на этом не исчерпываются, в числе других подключится Курский театр кукол. Итак, до встречи на фестивале!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...