Серафим Саровский и его курские загадки
Свежий номер: 3 октября 2024 (5017)
тираж номера: 4000 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В августе 2020 года Русская православная церковь празднует 117-ю годовщину обретения мощей преподобного Серафима Саровского.    
Долгие годы в биографиях святого, написанных на основе житийной литературы, были невыясненные моменты. Накопленные уже в наше время документы и попытки восстановить научно обоснованную историю Саровского позволяют приоткрыть некоторые загадки детского и юношеского периода жизни преподобного в Курске.
Старец родился в Белгородской губернии. Никакой ошибки: в начале XVIII столетия Курск стал частью Киевской губернии, а после смерти Петра I его отнесли уже к Белгородской. Город оставался в ней до 1779 года, когда было создано Курское наместничество, а уже на излете века появилась Курская губерния. Серафим жил в эпоху, когда территориальные преобразования и модернизация жизни начали затрагивать обширные земли империи.
Первые упоминания фамилии Мошниных в Курске можно смело датировать первой половиной XVII века. Но сказать, связаны ли обнаруженные имена в описях таможенных книг с семейством Прохора Мошнина (в будущем старца Серафима),  затруднительно. Интересно, что в ходе письменного употребления фамилии, устойчивой формой становится именно Мошнин, через «о». От прозвища «мошна», то есть денежная сумка. Хотя не менее популярно написание фамилии через «а». И все же исторически правильным следует признать первый вариант.
Таким образом, еще задолго до появления Прохора, его предки жили в Курске и занимались торговлей. А в переписной книге города за 1678 год появляется точно установленный предок святого. Там отмечается, что Иван Мошнин занимался исключительно гончарным делом – изготавливал кувшины, горшки и другую полезную в быту посуду. Через несколько поколений появился на свет отец Прохора, Исидор Иванович Мошнин. Он станет последним, кто будет профессионально заниматься гончарным ремеслом наряду с торговлей. Но купеческое дело в семье продолжится.
У Исидора родились два сына и дочь. Доподлинно известно, что дети появились не только у старшего брата Прохора по имени Алексей, но и у сестры Параскевы. Следы потомков последней обрываются, едва начавшись в документах рубежа XVIII и XIX веков.
Непосредственно с матерью и отцом Серафима Саровского тоже связана загадка. Совершенно точно известно, что родители преподобного похоронены в Курске, но где конкретно, нам теперь уже никогда не узнать. Сохранились записи про отпевание отца в Ильинской церкви. Мать умерла в 1800 году и отпевалась уже в Ахтырской.
В одной из бесед с помещиком Николаем Мотовиловым старец якобы признался, что плох в грамоте. И ведь действительно Серафим Саровский не написал никаких богословских трудов, стремясь запечатлевать свои слова в сердце собеседников и близких. Но был ли в действительности курский святой безграмотным?
В середине XVIII столетия в Курске проживало не более 9 тысяч человек. Большинство из них были мещане и купцы, другие горожане занимались ремеслом, огородом или несли государеву службу. Процент грамотных среди них был тогда весьма низким. Настоящие школы начнут возникать в городе чуть позже, а обучение проводилось или на дому, или же в приходской церкви.
Доподлинно известно о нахождении нескольких автографов, то есть подписей, которые в разное время поставил своей рукой Прохор Мошнин. Также иеромонах отмечал о себе, что имел великолепную память и бывало, прочитывал несколько книг за сутки. Известны и письма с автографом Серафима. Таким образом, маловероятно, чтобы Саровский не владел грамотой, скорее наоборот – был начитан и мог при необходимости написать любой текст.
Хотя старец и жил не в древности и даже не в средние века, но настоящая дата его рождения со временем была забыта. Через десяток лет после смерти Серафима на его могиле в Саровской обители был поставлен надгробный памятник, на котором указан 1759 год. На основе архивных данных удалось доказать, что Прохор Мошнин родился в июле 1754 года. В «Списке монахов Саровской пустыни», который датирован 1786 годом,  можем найти имя Серафима и возраст – 32 года. Да и по регламенту того времени иноческий постриг можно было принять только при достижении как минимум 30-летия.
Если дату рождения можно установить, то с местом в Курске, где жил маленький Прохор Исидорович, не так все просто. Есть сведения, что еще в первой половине XIX века куряне прекрасно знали, где жила семья Мошниных. Но когда интерес к подробностям биографии старца стал еще больше, а в 1903 году его причислили к лику святых, оказалось, что никто не может указать даже примерного места, где находился родительский дом Серафима. Уже тогда возникла версия, по которой Саровский жил в непосредственной близости от Сергиево-Казанского собора, подряд на строительство которого взял еще Исидор Мошнин. Якобы так удобнее было следить за работами.
Но позднее в этой гипотезе обнаружился ряд несоответствий. К тому моменту было точно установлено, что семья Мошниных принадлежала  к  Ильинскому приходу, а значит, должна была жить западнее современной улицы Горького. Автор обстоятельной биографии Серафима Саровского Валентин Степашкин утверждает, что настоящее расположение дома следует искать между улицами Золотой и Ватутина, то есть еще западнее кафедрального собора. Мнение основано на документальных свидетельствах о земельном споре Агафьи Мошниной, матери Прохора.
Однако наиболее интересная и аргументированная версия была высказана курским историком Юрием Владимировичем Озеровым. Так, по косвенным описаниям расположения дома становится понятно, что, вероятнее всего, усадьба семейства находилась на углу современных улиц Можаевской и Ленина. Там, где ныне проходит проезжая часть. К тому же во дворе перинатального центра на улице Ленина находилось так называемое «озеро Глинище». Это большой овраг, откуда можно было добывать глину. А как мы знаем, предки Мошниных, кроме торговли, активно занимались и гончарством. После крупного городского пожара в 1781 году и назревшей перепланировки прямыми улицами, дом Мошниных был перенесен старшим братом Алексеем и расположился почти на месте современного корпуса художественно-графического факультета в переулке Блинова.
Чтобы попытаться понять курскую часть жизни преподобного, следует хотя бы примерно представить себе, каким же был город в те годы. После того, как границы России отодвинули далеко на запад, и военное значение Курска существенно убавилось, деятельность местных жителей стала более мирной и прибыльной.
К XVIII веку город был одним из промежуточных пунктов торговли между малороссийскими, московскими и южнорусскими землями. Благодаря такому расположению здесь появилась таможня, от которой до наших дней дошли важные исторические документы. Веком ранее недалеко от Курска проводилась одна из крупных в регионе ярмарок – Коренная. Город стал губернским центром уже при жизни Серафима Саровского.
Осталось ли что-нибудь в современном Курске, что мог видеть и помнить иеромонах Серафим? Во-первых, Знаменский монастырь во времена Прохора Мошнина выглядел совсем по-другому. После 1782 года постепенно все старые церкви Знаменского монастыря были снесены. Чтобы посетить его в свое время, Прохору следовало бы пройти по ветхому Пятницкому мосту, который когда-то давно перекинули через большой защитный ров. А вот массивный дом купца Хлопонина, в котором сейчас располагается археологический музей, все так же стоял.
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы находилась на пути ежегодного крестного хода – сейчас это улица Дубровинского. Святого крестили в Ильинской церкви, а за несколько лет до этого там венчались отец и мать Прохора. Только в конце 1760-х старая церковь была снесена, а на ее месте построили красивый каменный храм. Его большую часть можно видеть и сегодня за Домом книги.
К концу XVIII века относится и так называемый «Дом Казначея» на улице Радищева, но воздвигли его уже по типовому проекту, когда Курск начал строиться по регулярному плану, а Прохор Мошнин окончательно покинул родной город. Разумеется, видел молодой Мошнин и окончание трудного строительства Сергиево-Казанского собора, которое длилось 26 лет. Да и Троицкий женский монастырь был в те времена на том же месте, что и сейчас.
Еще в детские годы, проведенные в Курске, с Прохором случилось несколько странных событий. Одно из них стало неотъемлемой частью Жития преподобного.
В 1761 году продолжалось строительство Сергиево-Казанского храма, или как его тогда называли Казанского храма. Агафья Фотиевна, взяв  на себя обязанности подряда после смерти мужа, лично ходила на стройку и контролировала все этапы. Однажды на осмотр работ взяла и маленького Прохора. Отвлекшись на что-то, потеряла из виду ребенка. Впоследствии оказалось, что мальчик упал со строящейся колокольни. Позднее будут говорить и писать о том, что отрок сорвался с высоты уже готовой колокольни, а в наши дни обозначат даже место, где в целости и сохранности Агафья нашла своего сына.
Другое курское чудо произошло тремя годами позднее. Чем тогда заболел Прохор, непонятно, но дела его были настолько плохи, что оставалось надеяться только на молитвы и Бога. 11 июня 1764 года традиционный крестный ход двинулся от Красной площади в сторону улицы Сергиевской (теперь это улица Горького), где уже частично был выстроен собор. В этот день начался большой ливень, и грязь сделала невозможным проход по Сергиевской. Предположительно, тогда было решено срезать путь и выйти крестным ходом на мощенную Большую Московскую дорогу через двор Мошниных. Двор, который, если брать за основу версию Юрия Озерова, находился на Можаевской.
В беспокойном и болезненном сне Прохор увидел Богородицу, которая пообещала посетить его и исцелить. Неизвестно, придумана ли эта часть истории или была реальной, но можно представить себе чувства матери больного ребенка, через двор которой несли одну из самых известных святынь русской православной церкви. Этим же летом здоровье младшего из Мошниных стало стремительно улучшаться.
Один из любопытных вопросов, возникающих при изучении Жития старца Серафима – почему он не продолжил купеческое дело отца, а стал монахом, учитывая, что в его роду монашествующих не было? И как так получилось, что умер преподобный в сравнительно далекой от Курска обители?
На самом деле факторов, которые определили его иноческую жизнь, было немало. Мы видим, что в истории семьи ключевую роль играет строительство Сергиево-Казанского собора. Да и Феодосия Наумовна Мошнина, жившая в одном доме с сыном, могла сыграть заметную роль в духовном воспитании внука. Не стоит забывать и чудесные случаи в жизни Мошнина, которые только подтверждали его виденье личного будущего в качестве инока.
Как только был закончен храм, Прохор отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру. Столетия назад, еще на заре создания русского монашества, той же дорогой ушел курянин Феодосий Печерский. Там, в лавре, его благословил на постриг удивительный монах Досифей, в миру Дарья Тяпкина, принявшая постриг под мужским именем и слывшая пророчицей. Ее тайна открылась лишь после смерти.
Постриг Мошнин должен был принять в Саровской обители, где было много наших земляков. Курские купцы ездили на нижегородскую ярмарку и наверняка слышали об этом живописном и уединенном месте.  Еще один факт – в 1777 году настоятелем Саровского монастыря становится иеромонах Пахомий, который в мирской жизни был курским купцом Борисом Назаровичем Леоновым и дружил с семьей Прохора Мошнина.
Так или иначе, в марте 1785 года курянин Прохор Мошнин принял постриг и исчез, а на свет появился инок Серафим Саровский. Курская жизнь постепенно ушла для него в прошлое.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...