«Простор высоким скоростям»
Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В архиве «Курскгражданпроекта» хранится интересный артефакт. В папке, с документами по строительству картодрома есть чертеж гоночной трассы для микроавтомобилей, который позволяет увидеть, каким ее задумывали те, кто стоял у истоков курского картинга. В первую очередь – Лев Кононов.

Гоночные автомобили из списанных самолетов

Лев Сергеевич – особая фигура в истории спорта нашего города. Он – основатель не только курского картинга, но и всего детско-юношеского направления этого вида автоспорта в СССР. Кроме того, Кононов – создатель первых в стране детских микроавтомобилей, организатор крупных соревнований.
Талантливый спортсмен, инженер и педагог пришел работать в городской Дворец пионеров и школьников в 1958 году. Спустя три года Кононов вместе со своими воспитанниками построил первый в России микроавтомобиль «карт». Гоночные машины были из трубок, извлеченных из списанных самолетов, а моторы ставились от мотоциклов 50, 125 и 175 см3. Через пару лет ребята заменили их на самостоятельно сконструированные двигатели.
По данным специалистов, первая советская книга о картинге также была написана в Курске Львом Кононовым и называлась «Автомобиль карт». В 1963 году изобретатель выпустил брошюру «Микроавтомобили Курского дворца пионеров и школьников».
К сожалению, яркая, полная достижений и больших планов жизнь трагически оборвалась в 1967 году. 25 июня на Привокзальной площади карт №1 под управлением Юсуфа Хабибулина из Красноярска заглох. Кононов устремился на трассу, чтобы убрать его с дороги и в это время карт неожиданно завелся и сбил легендарного тренера с ног. Лев Николаевич неудачно упал и ударился затылком об асфальт. С переломом основания черепа он был экстренно направлен в больницу, где умер 2 июля.

Мечта – построить картодром

Кононов жил картингом и как патриот страны грезил новыми достижениями советских мальчишек-гонщиков. Развитию этого вида спорта мешало отсутствие специальных трасс для тренировок и соревнований. Их не было не только в Курске, но и во всем Советском Союзе. Лев Николаевич мечтал построить картодром. К сожалению, при жизни эти планы остались только на бумаге, но именно его идеи легли в основу уникального объекта, который в 1971 году появился на северной окраине областного центра.
В «Курскгражданпроекте» в папке с документами был обнаружен чертеж гоночной трассы для микроавтомобилей, который позволяет увидеть, каким ее задумывал Лев Кононов. Бросается в глаза овальная форма объекта и трибуны для зрителей, охватывающие трассу амфитеатром.
Идея Льва Кононова начала осуществляться в 1967 году уже после его смерти. Схема трассы была обнаружена на рабочем кульмане Льва Сергеевича. Областные власти поддержали идею коллектива Дворца пионеров и школьников и выделили земельный участок на окраине города в районе трепельного комбината (сегодня это проспект Победы, а рядом находится Триумфальная арка).
В СССР картодром строился впервые, поэтому опыта в этом сложном деле не было. «Курскгражданпроект» подготовил чертежи, экспертизу трассы сделали в Московском автодорожном институте. Ученые предложили курянам для усиления прочности дорожной полосы использовать только щебень из Замчаловского карьероуправления Ростовской области. Однако доставить его оказалось непросто: требовалось 19 железнодорожных вагонов. Для этого пришлось добиваться разрешения Министерства путей сообщения. То, что в Москве услышали курян, была огромная заслуга педагога Дворца пионеров Инны Загурьяни, которая дошла до самых высоких кабинетов. В итоге ценный груз прибыл в Курск из Ростова.
Возведение уникального объекта финансировалось из двух источников: половину дал Курский облисполком, половину – ЦК ДОСААФ. Причем, добиться средств от последних было непросто. В главной оборонно-спортивной организации страны не видели необходимости в новом картодроме, тем более, что у организации было много долгостроев по всему Союзу. Для решения проблемы вновь подключилась Инна Загурьяни. Она дошла до заместителя министра просвещения РСФСР Любови Балясной, которая в итоге и помогла решить финансовый вопрос.

В десятке лучших в Европе

Работы на площадке были завершены за год и в 1971-м объект передали юным спортсменам.
«Новый картодром – первый в республике… широкая асфальтовая лента то плавно поворачивает, давая простор высоким скоростям, то вдруг, петляя и извиваясь, ставит перед гонщиками сложные задачи. И вся девятисотметровая трасса, украшенная флагами расцвечивания, на виду у зрителей, откуда бы они ни наблюдали за ходом борьбы», – писала газета «Курская правда» 19 сентября 1971 года.
Первым спортивным мероприятием, проведенным на новом и на тот момент единственном в стране сооружении подобного рода, стали соревнования, посвященные памяти Льва Кононова. Курский картодром вошел в десятку лучших в Европе.
«Меня удивило, насколько Лев Кононов и те люди, которые проектировали и строили наш картодром, любили и понимали этот вид спорта. Например, его сделали амфитеатром – это гениальное решение, которое дало болельщикам и судьям круговой обзор во все стороны. На современных объектах не вся трасса видна, сложно обойтись без биноклей, камер, рации. А у нас все видно невооруженным глазом, все как на ладони. Проект, созданный в конце 60-х годов, очень разумный и мы продолжаем его развивать. Раньше длина трассы была 980 метров, теперь – 1150 метров. Мы добавили больше длинных прямых. Это требование времени, ведь моторы по сравнению с теми годами намного мощнее. Современный курский картодром стал более скоростным, а значит, выросла и зрелищность гонок», – рассказала директор школы картинга Оксана Морозова.
В 2024 году спортивный сезон на картодроме начнется в апреле с чемпионата и первенства Черноземья. Также наша трасса помимо областных и межрегиональных стартов примет чемпионат и Кубок России в национальных классах. Пройдет и традиционное Всероссийское соревнование «Приз Льва Кононова».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ