О наших борще из квашеных бураков и Коренском прянике с укропом теперь знает вся страна и даже за ее пределами. Колледж коммерции, технологий и сервиса КГУ, который занимается реновацией курской кухни, в декабре стал победителем VIII Международного фестиваля «Мир пряника». А на днях учебное заведение представило традиционные блюда на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
– Марина Александровна, почему все же решились принять участие?
– Организаторы фестиваля сами вышли на нас со словами: «Ждем ваш Коренской пряник уже три года». Оказывается, они узнали о нем из статей и сюжетов курских СМИ со дня презентации, поэтому, пользуясь случаем, выражаю отдельную благодарность нашим журналистам за поддержку. Честно, мы не думали участвовать, ведь на фестивале представляют просто невероятные работы, а у нас все же историческая реконструкция пряника, к тому же постного. Но член жюри, можно сказать, убедил попробовать свои силы. На суд экспертов студентка Юлия Устюгова в Санкт-Петербурге представила пряник «Курский Коренской с укропом», который стал победителем V чемпионата России по печатному прянику в номинации «Сохранение традиций». Профессионалы сказали, что наш постный пряник имеет восхитительный вкус. Рада, что работу отметили, это вдохновило нас на то, чтобы, возможно, представить и другие Коренские пряники.
– Какие еще существуют?
– Коренские пряники были с укропом, на розовой воде и на огуречном рассоле. Делались они монахами. Мы все рецепты в Курской области нашли, помогла нам в этом Наталия Редкозубова, у которой сохранилась домашняя книга ее бабушки с «етями» и «ятями». Все три рецепта в ней оказались постными, что является косвенным подтверждением того, что их действительно делали монахи во время поста. Это, кстати, является отличительной особенностью, ведь все остальные пряники в нашей стране богаты маслом и другими продуктами. Современники утверждают, что в конце XVII века в Коренной уже выпекались пряники. Модными в то время были печатные, но стоили они дорого. А для крестьян делались жамки – остатки от теста, которые формировали в маленькие прянички. Их аналоги до сих пор любим и покупаем в магазинах.
– Вашим первым проектом в 2019 году стала «Гастрономическая карта соловьиного края. Кулинарные предпочтения знаменитых курян». Как зародилась эта идея, и откуда черпали информацию?
– Мы искали тему для проектной деятельности, в ходе обсуждения студентка сказала: «Вот бы можно было бы попробовать то, что ели известные куряне». И меня в этот момент «перещелкнуло». За границей хорошо развит гастрономический туризм. «Вот в этом кафе Штраус пил кофе», – скажут вам, и ведь захочется зайти туда. Иностранцы используют разные «кулинарные уловки», чтобы завлечь посетителей и напомнить об истории. К сожалению, у нас эта тема оказалась не проработана. Долгое время изучалось творческое наследие великих людей, и это, безусловно, правильно. Мы же все-таки решили вернуться к корням, истории быта. Нужно знать, чем занимался наш народ, что он ел, ведь еда – это тоже часть культуры. Так, певица Надежда Плевицкая в книге «Дежкин карагод» описывала, как они с мамой в детстве ловили рыбу, а затем готовили уху. Поэт Афанасий Фет тоже давал ответы в своих произведениях, называя любимым блюдом жареные в масле розаны. О предпочтениях политика Никиты Хрущева поведала повар Анна Дышкант, проработавшая в его семье 25 лет. Из воспоминаний Анны Григорьевны узнаем: «Хрущев любил вареники – с кислой капустой и луком, с творогом и сметаной, с картошкой и вишней…».
– Кто занимается поисками рецептов?
– Горят инициативой сами преподаватели и студенты. Я оказалась тем человеком, который аккумулирует всю эту деятельность. Интересуемся у бабушек, ходим в архивы, ищем информацию в старинных тематических книгах, таких как «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец, «Карманная поваренная книга» Катерины Авдеевой. Студенты нашли сведения, что на рубеже XIX и XX веков у нас была кулинарная школа по ведению хозяйства, рассчитанная на зажиточных дам. Казалось бы, зачем дворянкам и богатым купчихам это нужно, но такое образование позволяло им следить за домашними тратами. Просматривая газеты в библиотеке имени Николая Асеева, узнали о существовании яблочного хлеба, правда, этот рецепт не реконструировали еще.
– Много ли времени уходит на «восстановление» хотя бы одного блюда?
– Это достаточно долгий процесс. Помимо поиска рецепта, нужно и теоретическое обоснование с точки зрения, когда и откуда блюдо могло прийти. Историческую справку готовим на каждое из них. Например, кулага и мучные каши пришли еще из каменного века. На обоснование уходит не менее месяца. И только после этого начинается отработка рецепта в условиях кухни-лаборатории. В год проводим два презентационных мероприятия, на которых представляются 6-8 блюд курской кухни, общих сил хватает на проработку 12-16 яств. Фактически очень много материала есть, найдено на сегодняшний день более 200 рецептов.
– Есть ли рецепты, которые особенно понравились, готовите что-то дома?
– Бесподобной получается тушенная в сметане печень, которую обожал композитор Георгий Свиридов. Хотя мы у ученого Василия Алехина сделали акцент на отварную курицу под белым соусом, он еще очень любил рисовую кашу с яблоками. У Василия Васильевича был изысканный вкус и стоит отметить, что рис, несмотря на то, что был известен нашему народу давно как сарацинское зерно, долго оставался недоступной крупой для широкого населения. И знаете, после выяснения кулинарных пристрастий Василия Алехина, вспомнила, что бабушка готовила мне рисовую кашу с яблоками, которую с удовольствием варю теперь дома.
– Наверняка сталкивались и с неизвестными ингредиентами в рецептах. Выясняли, что это такое, чем-то заменяли или отказывались от разработки?
– Выясняем и, конечно, стараемся найти, чем это можно заменить, если необходимо. Например, во всех практически пряниках был поташ. Что это такое? Это зола, применяющаяся в качестве разрыхлителя. Тесто должно было стоять двое суток. И сегодня, как можно догадаться, золу для этих целей никто не использует. Мы нашли кулагу, сделанную из соломенного теста, и не могли понять, что это. Позднее нам сказали, что кулага делалась на соложеном тесте. Солод – это пророщенные зерна, прошедшие ферментацию. Во время ферментации или заквашивания высвобождаются спирты и сахара, из-за чего зерно становилось сладким и затем получалась сладковатая каша. Если люди были необеспеченные, меда не было, то это был единственный подсластитель. Профессор Маргарита Куткина, к которой обращалась за советом, сказала, что раньше не слышала такого названия, «соломенное» – это наш диалект. В остальных уголках страны тесто именовалось соложеным. Вообще вкус русской кухни – кислый. Все кисели были не сладкие, а на закваске. Раньше была тенденция с квашеными продуктами готовить разные блюда. Кислота давала своеобразный аромат, «подправляя» запах пищи. И кисло-заквашенные продукты позволяли предкам не болеть. Это отмечали все иностранцы. «Русские не болеют гнилостными заболеваниями, потому что едят много кислой еды», – писали они.
– Понимали, что некоторую пищу современники употреблять не будут?
– Такая ситуация была с теми же Коренскими пряниками. Делались они без масла, а значит, быстро черствели. И их не наготавливали маленькими порциями, замешивали сразу бочку теста. Чтобы эти пряники можно было есть, людям приходилось размачивать их в чае или молоке. И кто же в наше время будет пытаться грызть засохший пряник? Улучшить вкус мы решили с помощью начинки – повидла из антоновских яблок, которое варят студенты без добавления консервантов, поэтому пряник хранится недолго.
– Какие отличительные особенности курской кухни?
– Есть несколько условных различий. Первое, как уже акцентировала, диалектические названия блюд. Недавно, кстати, выяснили интересную историю про кулеш. Им называлась жидкая каша. Просочилось же само слово через Польшу и долгое время бытовало только в наших краях. Есть даже курская песня, в которой описывается, как девушку выдали замуж в другое место и она жалуется: все вокруг не наше – варят кулеш, а называют кашей. Ломали голову над сладким кулешом на сколотине. Начали разбираться, что такое сколотина, и поняли, что это жидкость, оставшаяся после взбивания масла: сколотили масло, осталась сколотина, то есть сыворотка. Второе отличие – это продукция, свойственная нашей местности, ведь свекла на Севере не будет расти. И третье – технологии. Так, в Курске в летний период были огородные печи, на которых готовили еду. Делались они для того, чтобы в избе было нежарко. Можно выделить еще обрядовую выпечку. В последний день Масленицы выпекали тужники – это значит, что люди тужили, что праздник заканчивается. Колядники предназначались колядующим. На Вознесение Господне делали Божьи онучи. Это большого размера блины, символизирующие онучи – ткань, которую наматывали на ногу, олицетворявшую помощь путнику в пути при вознесении. Практически на каждый праздник была своя выпечка.
– Можно ли приобрести литературу о ваших разработках и исследованиях?
– В свободном доступе этих материалов нет. Фактически издаем сборники за свой счет и дарим людям, которые могли бы продвинуть идеи, но, наверное, пока они не вызывают большого интереса. Пытались и выиграть гранты – безуспешно.
– Ресторанный бизнес не привлекли ваши труды?
– Бизнес-сообщества не особо интересуются русской кухней, и я даже могу понять, почему. Эта кухня для нас привычная, а любой ресторан – это выгода. На блюда, которые можем съесть и дома, владельцы должны поставить достаточно высокую цену. Но народ не пойдет есть лапшу или квашеную капусту, наши люди любопытные, любят все новое, поэтому и забываем свои тапешки и кулеши.
– Но работа продолжается, есть ли новые задумки?
– Начали развивать проект «Азбука курской кухни», направленный на выявление и изучение истории старинных блюд курской кухни, имеющих специфические местные названия, с их реконструкцией и презентаций. Эта деятельность в связке с учеными филологического факультета Курского госуниверситета. Запланировали еще один проект – «ГастроМолекула». Современными средствами молекулярной кухни хотим проработать идеи функционального питания. Надеемся, разработки будут успешны и по достоинству оценены. В рамках Дня Курской области на выставке-форуме «Россия» состоялась презентация курской кухни, которая представляла собой набор мастер-классов по приготовлению пяти региональных блюд: борща из квашеных бураков, курского кулеша, вареников с лесными грушами, обрядового печенья «орешки» и Коренского пряника с укропом. Мероприятие сопровождалось рассказом об истории возникновения каждого блюда и его дегустацией.
Работу преподавателей и студентов высоко оценила куратор Дома Российской Кухни на ВДНХ, автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова.
К столу
Борщ из квашеных бураков
Ингредиенты: свекла розовая столовая, хлеб ржаной, вода, свинина (на косточке), лук репчатый, картофель, перец душистый горошек, соль, лавровый лист.
Технология приготовления:
Для квашения свеклу нарезаем соломкой, укладываем в банку, заливаем прохладной кипяченой водой, закладываем кусочек ржаного хлеба, закрываем и ставим в теплое темное место до появления пены, затем перемещаем в холодильник на 3 дня.
Мясо свинины кладем в холодную воду, доводим до кипения, снимаем пену, уменьшаем нагрев и варим 2,5-3 часа при медленном кипении, за 10 минут до конца добавляем соль. Квашеную свеклу промываем, отправляем в кипящий бульон, варим 7-10 минут. Картофель нарезаем брусочками, добавляем к свекле и варим еще 5-7 минут. Лук нарезаем мелким кубиком и кладем после картофеля. Добавляем соль, перец душистый и лавровый лист, варим 2 минуты.
Подаем блюдо в глубокой столовой тарелке с кусочком отварной свинины.
Технология приготовления:
Для квашения свеклу нарезаем соломкой, укладываем в банку, заливаем прохладной кипяченой водой, закладываем кусочек ржаного хлеба, закрываем и ставим в теплое темное место до появления пены, затем перемещаем в холодильник на 3 дня.
Мясо свинины кладем в холодную воду, доводим до кипения, снимаем пену, уменьшаем нагрев и варим 2,5-3 часа при медленном кипении, за 10 минут до конца добавляем соль. Квашеную свеклу промываем, отправляем в кипящий бульон, варим 7-10 минут. Картофель нарезаем брусочками, добавляем к свекле и варим еще 5-7 минут. Лук нарезаем мелким кубиком и кладем после картофеля. Добавляем соль, перец душистый и лавровый лист, варим 2 минуты.
Подаем блюдо в глубокой столовой тарелке с кусочком отварной свинины.
Фото Влада МАЛЫШКО,
Арины ГОРЛОВОЙ.
Арины ГОРЛОВОЙ.
- Комментарии
Загрузка комментариев...