Юрий Бурэ: «Юбилею отдадим много сил»
Свежий номер: 14 мая 2024 (4975)
тираж номера: 2522 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Более четверти века журналисты разных поколений и любой специализации (не исключая знатоков «коммуналки») спешат осветить любую новость, связанную с любимцами курской публики: снялся ли актер в кино, состоялась ли престижная выставка у главного художника или игру труппы расхвалил именитый критик.    
Предстоящая годовщина – приятный повод для частых встреч с дорогими собеседниками.  Нынешний разговор с худруком коллектива – человеком-эпохой, обладателем многих государственных и профессиональных наград Юрием БУРЭ – затронул и богатое прошлое, и увлекательное настоящее, и многообещающее будущее «храма Мельпомены».
– Юрий Валерьевич, недавно я отыскал издание Всесоюзного театрального общества – «Шекспировский сборник». И среди статей встретил упоминание, что в 1950 году ваш отец Валерий Анастасьевич, народный артист РСФСР, в Куйбышевском театре в «Комедии ошибок» сыграл сразу двух героев…
– Да, Антифола Эфесского и Антифола Сиракузского. Эту постановку я помню, пусть смутно.
– …Если вспомнить, что и мама ваша была замечательной актрисой, то понятно: вы рождены для театра. И с этого пути вас не сбил даже диплом инженера-строителя, который наверняка помог в подготовке проекта пристройки к зданию театра – замысел, что еще ждет воплощения.
– Проект выполнил не я, а опытный архитектор Виктор Семенихин по моей просьбе. Он здорово вписал нашу задумку в окружающий ландшафт: не отличить, где кончаются реальные стены и начинаются воображаемые. Беда в том, что здание, где мы сейчас и беседуем, по сути не театр, а дворец для съездов и конференций! Причем проект выполнен для таких климатических условий, как на малой родине заведующей литературной частью Ольги Люстик.
– То есть в Ташкенте!
– Да, где тепло и не надо отапливать. Плюс нет складского помещения – декорации хранятся на сцене за кулисами. Не предусмотрен и гараж, а ведь у нас много выездов. Радиоцех находится так высоко, что попасть туда можно либо по чердачным стропилам, где заведующий музыкальной частью как-то получил сотрясение мозга, либо через крышу. А поскольку зимой крыша утопает в снегу, нужно брать с собой лопату. И все же авторы этого «шедевра» были выдвинуты на Государственную премию, приезжала комиссия для осмотра, и я их повелa в рубку нашей привычной дорогой. Гости плевались, чертыхались, но… премию все же присудили. Словом, жизнь заставила, как говорили классики, «переквалифицироваться в управдомы». Мечталось о небольшой гостинице, внутреннем дворике с боксами для автомобилей… Но наши мечты не сбылись и уже, конечно, никогда не сбудутся. Театру кукол помещение нужно? Картинную галерею и краеведческий музей строить надо? А мы и здесь худо-бедно, но работаем.
– Не худо и не бедно, а великолепно! И этой дружной работой с 1982 года «рулите» вы. И «прямо по курсу» — юбилей. С каким настроением беретесь за его подготовку?
– С одной стороны, понимаю необходимость этих юбилеев, они нужны и для зрителей, и ради самого статуса одного из старейших театров. Но, конечно, уйдет много сил и немало средств. «Из ничего не выйдет ничего», говоря словами того же Шекспира. Виктор Зорькин написал сценарий и отвечает за репетиции, буду помогать, но нагрузка – на его плечах. Задействованы заслуженные артисты Елена Гордеева, Галина Халецкая, Александр Швачунов, еще ряд актеров.
– Вижу на вашем рабочем столе экземпляр пьесы, еще не украшавшей курские афиши: «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Кто занят в роли Беляева (на мой взгляд, задача перед исполнителем стоит труднейшая)? Или это тайна до премьеры?
– Тайны нет, это Михаил Тюленев. Наталью Петровну играет Ольга Легонькая, ее мужа – Александр Швачунов, для роли Верочки у нас два состава: Елена Цымбал и новенькая – Вероника Богдель. Ракитин – Евгений Сетьков, Шпигельский – Эдуард Баранов, так что состав звездный. Уже давно идут репетиции, акт за актом, даже зазвучали романсы.
– Выражу от имени читателей-театралов благодарность за то, что вы уважаете традиции курской сцены и, придя на «капитанский мостик», не начали с чистого листа. За несколько лет до этого, в Орле, инсценировали роман Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю» о разинском бунте. Приходилось слышать, что та трагедия была недопонятой, и в то же время вы считали ее лучшим собственным творением...
– Недавно гастролировали в Орле, подходили люди, которые помнят «Разина»! Любимица орловчан, народная артистка России Екатерина Карпова даже заявила, что лучше спектакля не видела, ни в московском «Ленкоме», ни в питерском БДТ. Словом, такова оценка людей думающих. А вот публика не пошла. Но мы же работаем не для себя. Всегда повторяю слова великого Владимира Немировича-Данченко: «Публика всегда права». И ничего не поделаешь, ведь мы не прозаики, не поэты, которые могут написать вещь и положить в стол, дожидаясь подходящего времени. У нас все творится сегодня и сейчас.
– Вы бережно отнеслись к репертуару времен вашего предшественника Владимира Бортко. «Утиная охота» шла, пока юный в ту пору Денис Дощечкин, играющий мальчугана с венком, не достиг комсомольского возраста…
– Немного не так: пока не ушел Юрий Корчагин, игравший главную роль. Хороший был спектакль! Как и «Рождество в доме синьора Купьелло», и «Полк идет», и «Прости меня»…
– Вашим постановкам суд народа дарует не просто годы – десятилетия. Чего стоит хотя бы «Босиком по парку» с его 99 представлениями. Или «Соловьиная ночь»: участники «Поезда памяти» из Петербурга, которых трудно чем-то удивить, уходили в слезах! И такой горячий прием ждет всюду, где наши мастера сцены играют «Обыкновенную историю», «Горе от ума». А «Сирано»… напомните, пожалуйста, сколько он идет?
– 15 лет.
– Всякий раз предсмертные слова героя: «Убит поэт де Бержерак», – настоящий катарсис, миг потрясения, ради которого и существует театр!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...