Инвалидам открыт доступ к знаниям
Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Дети с инвалидностью, как и сверстники, умеют ставить и достигать цели.   Однако стремление ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) быть не хуже других в учебе, получить профессию, найти достойное место в жизни до недавнего времени не могло осуществиться из-за банальных ступенек в подъезде дома или здании школы, не преодолимых на инвалидной коляске, из-за обычной доски, на которой трудно увидеть написанное слабовидящему.    
С принятием государственной программы «Доступная среда» ситуация  в школах начала кардинально меняться.
Старт массовому инклюзивному обучению в общеобразовательных учреждениях города дан в 2012 году. Первой ласточкой стала школа №57.  Для классов охраны зрения, функционирующих в ней, приобрели специальное оборудование. Здание и прилегающую территорию  приспособили под нужды учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В 2013-м в программу «Доступная среда» вошла школа №36.  Далее процесс шел по нарастающей. В 2014  году инвалиды получили возможность учиться в 11 общеобразовательных учреждениях города  а еще в 11  – в 2015-м.
В результате большой и кропотливой работы 1 сентября текущего года для детей-инвалидов распахнули двери 24 курских школы (№6, 18, 21, 25, 27, 32, 42, 43, 46, 51, 59, 57, 36, 3, 8, 20, 22, 28, 33, 35, 48, 50, 52, 55), что составляет 41% от общего количества.
Понять, чем отличается школа, вошедшая в программу «Доступная среда», от обычной, лучше всего, побывав в ней: пройти по коридорам и классам, посмотреть, как работает оборудование, не знакомое образованию прошлых лет.

57-я школа
– Классы охраны зрения в школе №57 открыты в 1998 году. Количество детей с проблемами зрения увеличивается из года в год. Если раньше были недоборы:  при норме в 15 обучающихся наполняемость классов составляла 5-6 человек, то теперь приходится брать детей сверх нормативной численности.  Как отказать ребенку, если подобная школа – одна на весь город? – говорит ее директор Тамара Затеева.
В специализированные классы зачисляются дети с косоглазием, близорукостью, амблиопией и другими патологиями глаз по заключению городской психологомедикопедагогической комиссии и городского кабинета охраны зрения. 20% обучающихся – инвалиды с детства. Тотально слепых в школе нет, поскольку им необходимы иные условия. В классах охраны зрения шрифт Брайля не применяется: дети пишут в обычных тетрадях в крупную клетку, учатся по обычным школьным учебникам. Об издании для слабовидящих детей учебников с увеличенным шрифтом много говорится, и в перспективе это будет сделано.
На средства, выделенные по программе «Доступная среда», закуплены одноместные парты, интерактивные доски, оборудование для специализированного кабинета информатики, в том числе  компьютеры, снабженные увеличенной в размере разноцветной клавиатурой и звуковым сопровождением.
На уроках учителя чередуют зрительную и тактильную работу со слуховым восприятием материала, соотносят темп подачи материала со скоростью чтения и письма детей. Для переключения зрения с ближнего на дальнее используют метод передвижения наглядного материала. Офтальмотренажеры на стенах и потолке помогают проводить зрительную гимнастику.
Обучение детей с ОВЗ проходит в первую смену.  После занятий штатные медработники (врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка и массажист) проводят оздоровительные мероприятия. Школьники занимаются на аппаратах для коррекции нарушений зрения: синоптофоре, мускултренере, бивизотренере. Это большое преимущество и для родителей, хотя бы потому, что им не нужно тратить деньги, ведь  в частных центрах стоимость  10 сеансов на подобных аппаратах составляет порядка 6 тысяч рублей. Результаты усилий медиков и педагогического коллектива красноречивы: у 12% обучающихся отмечено улучшение зрения, у остальных остановлено дальнейшее развитие патологий и зрение не снижается.
Для успешной социализации детей с ОВЗ привлекают к участию в школьных и городских мероприятиях, многие из них посещают театральную студию.  Среди слабовидящих детей есть победители и дипломанты городских олимпиад, всероссийских игр-конкурсов «Инфознайка», «Русский медвежонок», «Кит», всероссийских соревнований по настольному теннису.
Несмотря на то, что в классах охраны зрения обучаются до 9 класса, 80% слабовидящих идут в 10-й и 11-й, затем поступают в вузы.
В этом году учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 57-й школе   нет, однако здесь готовы их принять в любой момент. Все условия для этого созданы:  установлены пандусы, поручни, переоборудованы санузлы, закуплена адаптированная компьютерная техника.

36-я школа
В школе №36  первоначально планировали создать специализированные классы для слабослышаших детей. Однако мониторинг будущих первоклассников показал, что данная патология встречается нечасто, и средства, выделенные на реализацию программы «Доступная среда», направили на создание условий для полноценной инклюзии, то есть на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах.
Сегодня в школе  35 воспитанников  с нарушением зрения, 3 человека – с нарушением слуха, 25 – с нарушением речи, 22 – с неврологическими отклонениями, один ребенок – с нарушением опорно-двигательного аппарата, 6 инвалидов по  общим заболеваниям.
Дети-инвалиды имеют возможность обучаться на дому. Двое из них обеспечены  комплектами для дистанционных занятий, которые включают учебное и лабораторное оборудование и стоят очень дорого. Существует мнение, что при дистанционном обучении ребенок с электронными учебниками в ноутбуке брошен на произвол судьбы:  хочет – учится, не хочет – не учится. На самом деле, надомников посещают преподаватели и дают им индивидуальные уроки, часть учебного плана отведена на занятия  в режиме онлайн. Дети, находясь дома, видят на экране объяснение материала педагогом, тот, в свою очередь, лицезреет учеников-надомников, имеет возможность общаться с ними и проверять знания.
Для детей с проблемным здоровьем, обучающихся в обычных классах, после занятий проводят реабилитационные мероприятия. Мультимедийное обеспечение «Живой звук  3.01» позволяет педагогам вести индивидуальные и групповые занятия со слабослышащими и детьми с нарушением речи, направленные на  коррекцию слуха, звукопроизношения и заикания.
В школе оборудована сенсорная комната. Помещение предназначено для релаксации, снятия стресса и расслабления. Раньше практиковалось понятие «комната  психологической разгрузки», но современная наука ушла далеко вперед. Уникальное оборудование сенсорной комнаты позволяет психологу, дефектологу, логопеду мягко работать с подопечными, проводить лечение нервной системы и органов чувств. Для этого используются диски с музыкальными произведениями, аудиозаписями сказок, бескаркасная мягкая мебель, лампа с ароматическими маслами, массажеры, зеркальные шары и цветные фонари, создающие атмосферу космоса.  «Водопад» из светоскопических волокон помогает расслабиться и в то же время потренировать глаза и  мелкую моторику рук. Входящий в мобильный комплект «Модусенс-Делюкс» проектор отражает на стене меняющиеся изображения цветных пятен, в которых дети угадывают  контуры животных и предметов, тем самым развивая воображение. В сенсорной комнате снимают  возбуждение гиперактивных детей, настраивают  их на учебный процесс, осуществляется психологическое сопровождение детей с повышенным уровнем тревожности. Особое внимание уделяют обучающимся 9-11 классов на этапе подготовки к  ГИА и ЕГЭ, поскольку лишняя тревожность может сказаться на концентрации внимания, снизить результат аттестации и  в конечном счете лишить выпускника возможности получить желаемую профессию.
– Для осуществления программы «Доступная среда» мы создали не только материальные условия, но и подготовили  квалифицированные кадры по работе с детьми с ОВЗ, – подытожила беседу директор школы №36 Надежда Евдокимова.
Создание доступных школ и совместное обучение способствуют социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяют отношение  общества к инвалидам, формируя его как к полноценным людям. Председатель городского  комитета образования Сергей Белкин заверил, что работа по созданию безбарьерной среды для обучения детей с ограниченными возможностями  будет продолжена.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...