Великий труженик
Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В одном из номеров редакция обратилась к читателям с просьбой собрать и передать в редакцию воспоминания родных о Великой Отечественной войне. Возможно, в семьях сохранились документы той поры или передаются из поколения в поколение рассказы очевидцев.    
Менее восьми месяцев осталось до знаменательной даты – 70-летия Победы. Давайте вместе с детьми и внуками напишем свои странички в историю того великого и страшного времени. И сегодня предлагаем вашему вниманию рассказ ученика 4 класса школы №52.
Я, Цуканов Дмитрий, ученик 4 «В» класса 52-й школы города Курска. Я очень люблю свой город, ведь в нем я родился и живу. Однажды, гуляя с папой по проспекту Вячеслава Клыкова и обсуждая виды оружия, я вдруг обратил внимание на щит, на котором было написано «Герои Курска. Лейтенант Сонин». Я очень люблю историю, поэтому спросил у папы: «А кто этот лейтенант Сонин и чем он знаменит?» В ответ же услышал: «Не знаю». Мне показалось, что папе стало немного не по себе, ведь он всегда отвечал на мои вопросы. Чтобы реабилитироваться в моих глазах, предложил спросить у прохожих. Мы стали расспрашивать, но все уходили от нас под различными предлогами и никто не отвечал на наш вопрос. Я был так  удивлен, это что же получается: человек отдал жизнь за нашу страну, за наш город, а его не знают. «Может, он неизвестный герой», – подумал я и снова обратился к папе: «Папа, а что, Сонин – неизвестный герой?» «Нет, неизвестные герои это те, о ком не сохранилось никаких сведений: ни фамилии, ни имени, ни звания. Вообще ничего». Дома я расспросил о Сонине свою маму, и она рассказала о нем и его подвиге.
«Интересно, – подумал я, как это так получается: о Сонине известно очень много, он герой войны, а его никто не знает. Разве это справедливо?!» Почему жители моего любимого города не знают своих знаменитых земляков? И как всегда, когда я не знал, как поступить, решил поговорить с мамой. И вот что она мне рассказала.
«К сожалению, в наше время любовь к Родине, любовь к истории, чувство патриотизма и гражданственности у многих людей отошли на второй план. Но горька судьба тех иванов, которые не помнят своего родства, и чтобы ты не стал таким, чтобы знал и ценил героев, я расскажу тебе о твоих прадедушках, ведь благодаря их трудовому и боевому героизму мы живем.
Один из моих прадедушек – Шелехов Иван Алексеевич – родился в 1932 году в бедной семье. Его родители долго не вступали в колхоз, занимались извозом. Иван был старшим из детей, поэтому с раннего детства знал, что такое крестьянский труд. Когда началась Великая Отечественная война и отца призвали в армию, Иван в 9 лет становится главой семьи и опорой матери и двух младших братьев и сестры. В ноябре 1941 года фашисты заняли родное село Черкасское-Поречное, и жизнь стала еще хуже. Враги вели себя как хозяева, выгнали людей из обжитой хаты и съели всех кур. А когда уводили корову со двора, мать Анастасия Никифоровна рыдала и причитала, не понимая, как жить теперь без кормилицы. Иван, видя горе матери, бросился на врага, но был свален ударом приклада, а кованый сапог пригвоздил его к земле. С тех пор на всю жизнь остался не только шрам, но и вечная боль. Чтобы не умереть с голоду, приходилось холодными зимними ночами копать мерзлую картошку на неубранном колхозном поле. Ее перетирали на специальной терке и, смешав с отрубями, пекли лепешки. Они имели тошнотворный вкус, но зато надолго отбивали чувство голода. Раз в месяц мама пекла хлеб, но детям не давали его, резали на маленькие кусочки и сушили на печке, чтобы иногда давать во время еды. Для ребят это было настоящее лакомство. Когда наши войска освободили деревню 28 февраля 1943-го, Иван снова вернулся в школу. Очень часто учитель математики, восторгаясь успехами ученика, говорил Анастасии Никифоровне: «Окончится война, прогоним фашистов, прямая дорога Ивану в институт. Уж больно талантлив парень». Мама же украдкой вытирала слезы: какой институт! Дети мал мала меньше, мужа сначала ранило, а потом и контузило на фронте, какой из него работник. Одна надежда на Ивана.
Иван и учился в школе, и работал прилежно в колхозе, материнских трудодней не хватало на хлеб. Закончилась война, вернулся отец, но жизнь не стала легче, отец очень сильно болел. После окончания семилетки директор вручил Ивану аттестат с одними пятерками и направление в техникум, на минуту глаза парнишки загорелись надеждой, но… отцу становилось хуже, братья и сестра еще маленькие. Нет, не могу я бросить маму. И потекла трудовая жизнь: вначале пахал поля на лошадях. Иногда уставал так, что ночевал прямо в поле, в скирде соломы. Потом стали появляться трактора. Помогал с упоением трактористам, приходил часто за полночь, весь перепачканный мазутом, видны были только белые зубы да сияющие глаза. Мама, видя его счастливым, не могла ругаться и лишь тихо ворчала: «Мыла на тебя не напасешься, ишь как извозился». Вскоре скончался от ран отец, и Иван взял бразды правления семьи полностью в свои руки. Заочно поступил в Рыльский сельскохозяйственный техникум.
Талантливый от природы, трудолюбивый и целеустремленный, Иван вскоре становится лучшим трактористом в колхозе. О нем стали писать в газетах, в колхозе его фотография не сходила с доски почета. Жизнь стала налаживаться, но Иван не мог обзавестись семьей, пока братья и сестра не поступят учиться. И только когда младшая сестра поступила в Курский сельскохозяйственный институт, Иван женился. И снова трудовые будни, Старый дом становился непригодным для жилья. И молодая семья начала трудную стройку. Появились дети, жизнь не была легкой: большая семья, стройка, хозяйство, работа на колхозном поле. Но Иван не унывал: слава Богу, нет войны, все живы-здоровы, а что работы много, так это же хорошо. Ведь занимается он самым главным делом на земле – растит хлеб. Слишком сильны были воспоминания о голодном детстве, вот и решил Иван стать хлеборобом, чтобы не было больше голодных в стране.
Но не только работой жила семья, часто вечерами все вместе пели песни, мечтали о будущем на скамейке перед новым домом. На громкий смех собирались все соседи. За самоотверженную работу Ивана в 1973-м удостоили звания «Мастер золотые руки», в 1975-м –  «Лучший комбайнер области», спустя год за самый высокий уровень обмолота в страду по стране получил «Медаль ВДНХ за лучший урожай», в 1978-м –  «За трудовую доблесть», а в 1982 году – орден Трудового Красного Знамени. Летом Ивана  почти не бывало дома, уходил еще до темноты, возвращался уже темно. И так из года в год. Три дочери росли в семье. Иногда за шалости он их ругал, но руку никогда не поднимал, всю жизнь он помнил боль унижения, которую испытал в годы войны от ударов врагов. В Черкасско-Поречном великого труженика стали называть Иваном Алексеевичем, а старики уважительно –  Алексеевичем. Но спина болела все больше, и однажды после ремонта сахароуборочного комбайна в поле Иван Алексеевич сильно заболел, отнялись ноги. Горе поселилась в семье Шелеховых.
Районные врачи разводили руками: нелеченая травма, застарелые простуды, тяжелый труд с детства. Но первый секретарь райкома КПСС Назаренко привез направление в Харьковский научно-медицинский центр. «Лечись, комбайнер, стране нужен хлеб». Ивана провожали всей деревней. Когда понесли носилки в грузовик (до станции 12 километров), женщины заголосили, и Иван Алексеевич, превозмогая боль, пошутил, что после приезда станцует. И действительно, вернулся из Харькова на своих ногах, работать стал механиком. Весь район ездил к нему на консультацию по любой поломке. Чтобы не так чувствовать боль, Иван шутил, и о его шутках было известно не менее, чем о золотых руках. Когда пришла пора оформлять пенсию: в собесе ахнули, трудовой стаж начинается в 11 лет официально и в 9 лет на деле. Вскоре к наградам и сотням грамот добавилось звание «Труженик тыла». Но и на пенсии Иван Алексеевич не успокоился, пошел в школу преподавать предмет «Трактор». И только тогда признался, что всю жизнь мечтал работать учителем. И вот что странно, не имея педагогического образования, великолепно вел уроки, даже хулиганы и бузотеры слушались «Алексеевича». А сам он ходил счастливым, считая себя нужным человеком для людей: сначала хлеб растил, теперь детей учит.
Натруженные, мозолистые руки  с почерневшими от земли ногтями никогда не знали покоя и праздности. Никто его даже в старости не видел без дела. Хвори не давали покоя, но Иван Алексеевич никому не отказывал в помощи. Умер Иван Алексеевич во сне, лежал, улыбаясь, сложив наконец-то спокойно свои руки, «золотые руки мастера». «Знатного хлебороба провожали всем селом, – вытирая слезы, закончила свой рассказ мама. – Вот какой знаменитый твой прадедушка Шелехов Иван Алексеевич».
Услышав мамин рассказ, я дал себе клятву взять биографию лейтенанта Сонина, прочитать и рассказать о нем всем, чтобы все знали, кому мы обязаны мирным небом и жизнью. И рассказать всем о моем прадедушке, ведь ему мы обязаны хлебом на столе. Ведь если мы будем знать о таких знаменитых курянах, мы никогда не станем иванами, не помнящими родства. Я очень люблю свой город Курск, ведь я в нем родился и живу. Я, Цуканов Дмитрий, обещаю защищать свой край, как лейтенант Сонин, и трудиться, как Шелехов Иван Алексеевич. И еще я хочу продолжить исследование своей родословной, ведь у меня еще два героя в семье, два ветерана Великой Отечественной войны – Налетов Федор Трофимович и Каплунов Федор Данилович.
Дмитрий ЦУКАНОВ
(научный руководитель:
Цуканова Наталья Ивановна).
  • Комментарии
Загрузка комментариев...