Курские находки и потери
Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«ГИ» уже рассказывали о таинственных кладах, утраченных деревьях и пропавших памятниках. Продолжаем разбираться в пропажах артефактов, известных и не очень, в истории Курска.    
Продолжение. Начало в №45 от 14.04.2020.
Овеянная тайнами судьба иконы
Сейчас сложно поверить в чудо. Историческая наука и вовсе всячески отрицает чудеса и заставляет соблюдать дистанцию между поиском реальных фактов и легендами. Но что, если легенды проникают так глубоко в исследуемый объект, что сперва трудно отличить одно от другого? Так произошло и с главным религиозным символом Курской губернии – иконой Божьей Матери Курской Коренной. С этой святыней связана не одна удивительная история.
Откуда появилась  древняя икона? После разгрома Курска татарами в конце XIII века места вдоль реки Тускарь стали такими дремучими, что здесь снова появилось много диких  зверей. Однажды промышлявший охотой житель Рыльска увидел в корнях крупного дерева доску. Подойдя ближе,  понял, что это икона, и поднял ее. В тот же момент из-под корней дерева появилась родниковая вода. По распространенной легенде это место позднее и стало Курской Коренной пустынью. Но так ли  было на самом деле? И кто был автором иконы? И когда она в действительности появилась? В наши дни вряд ли можно установить это с точностью. Хотя специалисты по древнерусскому искусству утверждают, что иконе не более 500 лет. По легенде на месте находки срубили небольшую часовню для чудесной иконы. Это было лишь началом долгой череды странных и необъяснимых событий, связанных с ней. Нас же интересуют ее перемещения и пропажи.
Чуть позже икона пропала из Рыльска, куда ее  перенесли  охотники, и оказалась в месте своего обретения, а затем ее же изрубили на части татары. В самое смутное время для Русского царства, в начале XVII века, Лжедмитрий увез икону именно из Рыльска в Москву. Возвратилась она на курские земли лишь в конце этого бунташного XVII века. А в конце другого, уже XIX века, икону и вовсе попытались взорвать молодые курские эсеры. После теракта духовенство утверждало, что мощный взрыв не повредил образ Богоматери и Спасителя. Отрицать или подтвердить это посторонним людям сразу после взрыва не было никакой возможности. С другой стороны, если бы вместо древней иконы верующим показали бы копию, то возможно рано или поздно это стало бы известно, и кто-нибудь обязательно проговорился бы. Однако этого не произошло.
К 1918 году со времен первой русской смуты миновало более 400 лет, но настали новые окаянные дни. В разгар анархистского восстания в Курске, которое и само по себе является белым пятном истории, легендарную икону и список с нее похитили. Эта весна 1918-го могла стать точкой в продолжительной и славной истории священного образа. Но иконы, лишенные старинных риз, нашли завернутыми в обычный мешок возле Феодосиевского колодца. Неизвестный до сего дня грабитель выкрал их и, спустившись вниз по улице Нижней Набережной, оставил там. Их обнаружили в начале мая. Интересно, что на самое начало мая, по старому стилю, приходится день преставления святого Феодосия Печерского, в честь которого и называли колодец. Еще во время поисков икон поползли слухи о том, что монахи Знаменского монастыря сами спрятали похищенные образы, чтобы вновь явить их и продемонстрировать чудо для уставшего от войн и революций народа. Опять же эту версию практически невозможно проверить, но известно, что найденную икону передали в руки священнику Иваницкому, проходившего по случайному совпадению с похоронной процессией рядом с местом обнаружения в тот самый день.
Как известно, многострадальная икона покинула Курск в морозном октябре 1919 года. На город наступали большевики, поэтому было решено временно перевезти святые ценности подальше от разгоряченных атеистов. С тех пор это временное решение превратилось в постоянное. Образ Богоматери  не потерян и, начиная с 2009 года, регулярно привозится в Курск, но постоянно его могут видеть лишь православные верующие за рубежом.
Куда исчезли знамена?
Вернемся снова в XIX столетие. В 1853-м между Российской империей и Британией, с союзными ей войсками Франции, Османской империи и даже Сардинского королевства завязалась война. Основной ареной борьбы стал полуостров Крым.
В 1855 году в Курской губернии были сформированы дружины ополчения для помощи в обороне главного бастиона русского присутствия в Крыму – Севастополя. Каждой дружине было предписано свое знамя. Оно представляло собой прямоугольное полотнище темно-зеленого цвета и надпись «За Веру, Царя и Отечество» с георгиевским крестом посередине. Около 20 тысяч ополченцев двинулись из Курской губернии через Левобережную Украину и раскаленные жарой причерноморские степи и достигли пункта назначения в конце лета 1855 года.
Далее были подвиги в битве при речке Черной, борьба к ужасу противника врукопашную, с топорами в натруженных руках, смертельные схватки с африканскими наемниками зуавами и многое другое. Оставшиеся в живых курские дружинники весной 1856 года вернулись в родные края. Севастополь был сдан политиками, но мужество защитников вошло в учебники истории.
Подвиг героев оценили и в Курске. Была устроена торжественная встреча, и те самые 17 знамен по Высочайшему повелению были перенесены в Сергиево-Казанский собор. У многих плотнищ была табличка с указанием событий похода, мест боевой славы и даты пожалования знамени дружине. Эти курские реликвии были закреплены на стене верхнего храма напротив иконостаса. С той поры они стали настоящими исторические артефактами, которые бережно хранились. Есть  упоминание  факта, что и в начале XX века знамена были там.
В сентябре 1902 года последний государь Российской империи Николай II осматривал позолоченный иконостас и знамена курских дружинников. Но вот после 1917-го следы реликвий теряются. Уже в 1922 году в храме прошла большая ревизия. Были изъяты иконы, предметы богослужения и все оставшиеся особо ценные вещи. Знамен в числе реквизируемых предметов не было. В 2014-м областным краеведческим музеем были выставлены другие знамена, похожие на утраченные, и, судя по документам, сделанные в подражание старинных стягов. Речь идет о знаменах ополчения, но уже 1914 года, то есть времен Первой мировой войны. Вопрос, куда пропали крымские реликвии, остается дискуссионным моментом курской истории.
Трамваи с историей
Просматривая пыльные подшивки старых газет, много раз встречаем упоминание, которое так сильно импонирует курянину, а именно об открытии трамвайного движения весной 1898 года. Еще бы: Курск стал одним из первых городов в огромной Российской империи, который обзавелся трамвайными линиями.
Но краеведов среди этих замечательных фактов мало интересует судьба самых первых трамваев. Ведь получается, они были еще и самыми старыми в империи. Известно ли что-нибудь о них?
Благодаря инженеру и действительному статскому советнику Ивану Лихачеву в Курск были выписаны бельгийские трамваи. Эти вагоны были так сказать «с пробегом». Еще раньше они использовались в первом городе России с трамвайными путями – в Нижнем Новгороде. Но даже до того, как вагоны прибыли в империю, они уже поработали в Италии. Таким образом, выходит, что вагоны были не новыми, но списывать со счетов их  не стали. Вдобавок они были открыты всем ветрам и непогоде,  корпус такого трамвая был из дерева. В 1904 году два вагона столкнулись, а остальные и без того нуждались в срочном ремонте. И все же можно наверняка сказать, что они лихо громыхали по курским улицам до Первой мировой войны.
Так как после революционных событий с топливом для электростанции Курска стало плохо, то и трамвай оказался не у дел. В 1919 году бельгийскими хозяевами курского трамвая было решено увезти вагоны в Бельгию. Но так как спешно пришлось убегать из страны, охваченной Гражданской войной, то о железных путях и вагонах иностранцам пришлось забыть. Уже когда страна будет называться СССР, в 1924 году найдутся деньги на ремонт и покраску тех самых европейских вагончиков. Выходит, что к этому моменту они прослужили уже более 30 лет, но все еще были по-прежнему в строю и замены в скором времени не предполагалось.
Наконец в начале 1930-х  на смену «древним» трамваям пришли советские составы. Куда же делись   первые вагоны Курска и России? Вспомним судьбу трамваев серии МТВ-82. В 1960-е еще исправные составы были сданы на металлолом. Что уж говорить про деревянные вагончики конца XIX века. Хотя с 1998 года время от времени на улицах Курска курсировала  приблизительная копия того самого бельгийского трамвая. Его собрали сотрудники трамвайно-троллейбусного управления из специального вагона для чистки снега, и теперь он выполняет роль экспоната первого курского трамвая.
Пропавшие броневики
Бесследно пропадает не только такой мирный транспорт, как трамваи, зачастую в пылу войны теряется масса боевых машин. Одним из таких случаев является история с английскими броневиками в Курске.
Летом 1917 года Россия еще вела кровопролитную войну с Германией и Австро-Венгрией. Союзники англичане нередко помогали переброской отдельных дивизионов для помощи Временному правительству, которое продолжало бороться на фронтах Первой мировой, выполняя союзнический долг. В сентябре 1917-го в Курск приехал британский бронедивизион. В числе прочего транспорта он располагал 28 бронированными автомобилями «Ланчестер». Необходимо было переформировать дивизион и отремонтировать те самые броневики.
Курские большевики не без оснований решили, что эта боевая единица может сорвать планы по установлению истинно пролетарской власти в городе. 9 декабря власть в Курске захватили большевики и левые эсеры. Долго мириться с нахождением на курском ипподроме (территория завода «Маяк») вооруженного подразделения местные коммунисты не могли. В ночь с 24 на 25 декабря, когда британцы праздновали Рождество, прошла быстрая и успешная операция по разоружению иностранцев.
А что же те самые броневики? Известна версия, что главнокомандующим войсками Южного революционного фронта по борьбе с контрреволюцией Владимиром Антоновым-Овсиенко было отдано распоряжение, по которому все захваченное у англичан добро перевозилось в соседний Брянск. Хотя есть основания полагать, что боевые машины были направлены на вооруженное установление большевистской власти в Украине. Так или иначе, в Курске от техники не осталось и следа.
В стране вообще очень мало памятников в виде боевой техники времен Первой мировой, и кажется, шансы найти оригинальные броневики, фигурировавшие в истории Курска, весьма малы. Однако можно вспомнить и другие похожие истории. Существовал такой знаменитый броневик английского производства, которому даже дали имя «Верный». Он активно использовался на юге России частями добровольческой армии, но был уничтожен под Суджей  Орловско-Кромской операции осенью 1919 года. Осталось хоть что-то от него? Последние бронемашины из отряда «Верного» тоже ждала печальная участь – они были потоплены в соленых водах Черного моря, так как вывезти из Новороссийска было не на чем. Сохранился ли хотя бы остов одного из этих броневиков?
Ответы может дать более глубокое изучение тех непростых лет. Вы можете сказать, что такие находки невозможны. Отнюдь. В 2004 году в деревне Серебрянка Советского района Курской области был найден корпус настоящего бронеавтомобиля времен Великой Отечественной войны. Трудно поверить, но броня, находившаяся в подвале деревенского дома, теперь служила надежной защитой для картофеля хозяина усадьбы. Поисковикам показалось, что мало найти, нужно еще и восстановить прежний облик бронированного автомобиля. Теперь легкий бронеавтомобиль БА-64 1942 года выпуска, подбитый в ходе Курской битвы, можно иногда видеть на своем ходу в Курске на праздновании памятных дат Великой Отечественной войны. К слову, в 2013 году семья из белорусского города Гродно обнаружила на своем участке более крупную находку в виде советского бронетранспортера. А для любителей истории все эти случаи означают только одно – кто ищет, тот всегда найдет, ну или хотя бы узнает много нового.
Продолжение следует.
Яков БОНДАРЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...