Галина Солопова: Жить по бюджету
Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Декабрь. 2018-й неумолимо  подошел  к своему завершению. Горожане прикидывают, сколько трат они могут позволить себе в предстоящие январские праздники, а «ГИ» решили заглянуть в кошелек города. Главный городской финансист, заместитель главы администрации города Галина Солопова рассказала нашим читателям об ожидаемом наполнении  и расходовании средств местного бюджета в текущем году и предстоящем.    
– Галина Ивановна, из чего складывается доходная часть бюджета и какие изменения в структуре доходов городской казны произошли в 2018 году?
– Общеизвестно, что финансовую основу любого государства составляют налоги и сборы, уплачиваемые организациями, индивидуальными предпринимателями и населением, а также  доходы от использования, продажи государственного имущества, отчисления от прибыли госпредприятий. Каждый муниципалитет в финансовом плане – маленькая копия государства. Муниципальный бюджет складывается из перечисленных выше источников и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в виде субвенций, субсидий и дотаций.
Существенного изменения в структуре доходов местного бюджета в 2018 году не произошло.
Несколько изменились нормативы отчислений в местный бюджет в сторону увеличения по налогу на доходы физических лиц – на 0,75 %, что в сумме составляет 54,3 млн рублей, и по акцизам с 0,6931%  до 0,6982 %, что дало дополнительные поступления в сумме 0,45 млн рублей.
– Назовите ожидаемое исполнение бюджета.
– По состоянию на 1 декабря, доходная часть бюджета равнялась 8 087,8 млн рублей. К концу года она вырастет до 9 409 млн рублей, что составит 99,5 % к годовому плану и 133,1 % к прошлому году. Финансовая помощь из областного  и федерального бюджетов ожидается в сумме 6 498 млн рублей, что больше предыдущего финансового года на 2 267 млн рублей. Субвенции составят 42,5 % от общего объема доходов бюджета города. Дотация из областного бюджета нашему муниципальному образованию на 2018 год составит 940 млн рублей, т.е. с ростом к прошлому году на 755 млн рублей (или на 24,5 %).
Основным  источником формирования доходов бюджета является финансовая помощь из областного бюджета, удельный вес которой  в общем объеме бюджета возрос с 34,59 % в 2008 году до 66,27 % в 2018-м.
Как правило, финансовая помощь имеет целевой характер и не может повлиять на выполнение вопросов местного значения, возложенных на городской округ законодательством. Исключение составляет 2018 год, в котором город получил дотацию более 900 млн рублей,  и она  была направлена на статьи расходов, секвестированные в период формирования бюджета на 2018 год  из-за недостаточности собственных доходов.
Благодаря этому по итогам текущего года город исполнит все взятые финансовые обязательства.
Собственных средств городу не хватает. По состоянию на 01.12.2018 г. муниципальный долг составил  2 442,5 млн рублей, в том числе бюджетные кредиты – 679 млн рублей, кредиты кредитных организаций – 1 769,5  млн рублей.
Администрация города Курска, в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, систематически  на основе мониторинга процентных ставок кредитных организаций проводит перекредитацию  по действующим муниципальным контрактам под более низкие ставки,  а также использует возможность замещения кредитов кредитных организаций бюджетным кредитом на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов под 0,1 % годовых, согласно федеральному законодательству.  В результате проводимой работы за 2017 и 2018 г.г. достигнута экономия средств городского бюджета на обслуживание муниципального долга более 30 млн рублей ежегодно.    
– Дотации, насколько я знаю, даются на потребности первого порядка, скажем, выплату заработной платы бюджетникам, и это накладывает отпечаток на структуру расходной части…
– Исполнение бюджета по расходам с учетом финансовой помощи за 11 месяцев 2018 года составило 8 408,1 млн рублей, к концу финансового года расходы ожидаются в сумме 9 830 млн рублей, что составит практически 100 % к годовым плановым назначениям. Как и в предыдущие годы, бюджет города является социально  направленным, все социальные выплаты и гарантии в нем защищены. Полученная дотация направлена на оплату  первоочередных расходов, таких  как организация питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, из многодетных, малообеспеченных семей и воспитанников социальных групп в дошкольных учреждениях, топливно-энергетические ресурсы и др.
Могу с уверенностью сказать, что по данным направлениям кредиторской задолженности на конец финансового года не будет.
– В октябре проходили публичные слушания проекта бюджета на 2019 год, обсуждались также прогнозные доходы и расходы бюджета на 2020 и 2021 годы. Не заглядывая далеко в будущее, скажите, что нам готовит год грядущий?
– Объем доходов на 2019 год утвержден в сумме 6 559,9 млн рублей, в том числе:
n налоговые и неналоговые доходы – 3 068 млн рублей;
n прочие безвозмездные поступления – 0,1 млн рублей;
n субвенция и дотация за счет средств областного бюджета – 3 491,8 млн рублей, исходя из объема финансовой помощи, утвержденного на плановый период 2019 – 2020 гг.
Расходы предусмотрены в объеме – 6 849,9 млн рублей.
В целях сбалансированности бюджета города Курска на 2019 год будет привлечен банковский кредит в сумме 290 млн рублей.
В бюджете преобладают расходы  социальной направленности. На социально-культурную сферу за счет собственных доходов предусмотрено 52,3 процента всех расходов, или более 1,7 млрд  рублей, из них самые большие расходы на образование – 1,5 млрд  рублей (44 %).
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, ремонт и содержание дорог в очередном финансовом году составят 648,3 млн рублей, на транспортное обслуживание населения города – 153,3 млн рублей.
В целом 96,6 % расходов бюджета на 2019 год утверждено в рамках реализации 16 муниципальных программ.
По-прежнему в числе приоритетных направлений работы администрации города – выполнение требований, изложенных в указах президента РФ 2012 года, в  части поддержания размера заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы на уровне среднемесячного дохода от трудовой деятельности, сложившегося по региону, на что дополнительно потребуется более 170 млн рублей, увеличения числа мест в дошкольных учреждениях, школах. Всего на заработную плату с начислениями работникам бюджетной сферы только за счет собственных доходов бюджета будет направлено 1,7 млрд. рублей, что составляет 54,8 % от общего объема налоговых и неналоговых доходов, следовательно, практически не остается возможности для бюджетного маневра.
– Будет ли осуществляться финансовая поддержка льготных категорий граждан?
– Да. На помощь молодым семьям в обеспечении их жильем запланировано 8,3 млн рублей, что составляет 37,1% от расходов на эти цели, около 63% средств дополнительно направляется из областного и федерального бюджета. Ежегодно помощь в приобретении жилья получают порядка 30 молодых семей.
На возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на улучшение жилищных условий, работникам учреждений образования запланировано 5,9 млн рублей, из областного бюджета ежегодно выделяется 15 % от расходов на эти цели. Данным правом в 2018 году воспользовались 73 работника городских учреждений образования.
В максимально возможном объеме в бюджете города на 2019 год запланированы расходы на оплату коммунальных услуг,   налогов и другие расходы, необходимые для обеспечения бесперебойной работы 233 муниципальных учреждений.
Сохранено право для обеспечения горячим питанием детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях города, из многодетных и малообеспеченных семей, а также право бесплатного проезда школьников в городском общественном пассажирском транспорте.
На приобретение продуктов питания для казенных детских дошкольных учреждений и МБУ «Молочная кухня» в бюджете города на 2019 год утверждены средства в сумме 40 млн рублей.
– Почему бюджетные расходы на 2019-й утверждены в меньшей сумме, чем в текущем году?
– Здесь следует отметить, что бюджет текущего года за счет собственных доходов в первоначальной редакции был утвержден в сумме 2 843 млн рублей, или на 225 млн рублей (7,9 %) меньше принятого бюджета на 2019 год.
В этом  году городской бюджет уточнялся пять раз. Его доходная часть с учетом финансовой помощи из областного бюджета в сравнении с утвержденным объемом увеличилась с 6 671,6 млн рублей до 9 457 млн рублей (последняя редакция – декабрь 2018 г.). Необходимо отметить, что последнее уточнение бюджета произошло в связи с выделением городу дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность городского бюджета.
К тому же на дату принятия городского бюджета  на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов областной бюджет был еще не утвержден, в бюджете пока не учтен объем финансовой помощи в виде субсидии, которая утверждается на условиях софинансирования. При изменении объемов финансовой помощи из вышестоящих уровней бюджета или  других показателей в городской бюджет вносятся соответствующие изменения.
– Какова динамика финансовой помощи Курску из вышестоящих бюджетов?
– Финансовая помощь нашему муниципальному образованию за последние пять лет составляла ежегодно от 3,5 до 4,2 млрд  рублей. Исключение – текущий финансовый год, в котором объем субвенций, субсидий и дотаций из вышестоящих уровней бюджета составил 6,5 млрд  рублей. В основном данное увеличение сложилось в связи с выделением средств на выкуп школы и детского сада на проспекте Дериглазова (1,1 млрд рублей), а также дотации (0,9 млрд  рублей). Прослеживается курс на увеличение финансовой помощи из вышестоящих уровней бюджета.
– Галина Ивановна, что вы как финансист пожелаете курянам в наступающем Новом году?
– Уважаемые куряне! Пусть Новый 2019 год поможет реализовать самые смелые замыслы, будет богатым на хорошие и добрые перемены, откроет новые возможности.
Будьте здоровы, жизнерадостны, и пусть вам будет всегда уютно в вашем доме, в кругу друзей и единомышленников.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...