Курянам рассказали об изменении регулирующего деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц закона
Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+

«С вами говорит робот-коллектор!» — если вы услышите такое в телефонной трубке, не волнуйтесь. С 1 февраля изменился закон, регулирующий деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Как это скажется на работе и взаимодействии с должниками и какую роль отводят в этом роботам-коллекторам «Городским известиям» рассказала руководитель УФССП России по Курской области — главный судебный пристав Курской области полковник внутренней службы Елена Шкурина.

— Елена Васильевна, деятельность по возврату просроченной задолженности является одним из основных направлений работы Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области. Расскажите пожалуйста подробнее, что изменилось для граждан, для кредиторов или коллекторов?

— Да, действительно, в законодательстве произошли существенные изменения.

В первую очередь, расширился круг субъектов, контроль (надзор) за которыми осуществляет служба судебных приставов. Если раньше контроль осуществлялся только за коллекторскими организациями, для которых возврат просроченной задолженности является основным видом деятельности, то с 1 февраля этого года контрольно-надзорные полномочия службы распространяются на кредитные и микрофинансовые организации в части осуществления ими деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Для учета новых объектов контроля ФССП России будет вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций, включение в который будет осуществляться автоматически после получения соответствующего статуса от Банка России.

Если кредитная или микрофинансовая организация примет решение об осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности посредством личных встреч телефонных переговоров, использования автоматизированного интеллектуального агента, направления разного рода сообщений, ей необходимо направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФССП России по месту постановки организации на учет в налоговых органах, до 1 марта 2024 года.

— Обязаны ли новые субъекты соблюдать какие-то требования?

— Безусловно, закон налагает на них определенные обязанности.

Как и профессиональные коллекторские организации, кредитные и микрофинансовые организации обязаны будут иметь специальное оборудование и программное обеспечение, необходимые для записи и хранения информации о взаимодействии с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Кроме того, указанные организации теперь обязаны в течение трех лет хранить документы и информацию, касающиеся профессиональной деятельности.

— А что можете рассказать о способах взаимодействия с должниками? Ждут ли их какие-то новшества?

— Конечно, с учетом современных реалий, внедрения информационных технологий, было бы странно, если бы возврат просроченной задолженности и дальше осуществлялся, скажем так, классическими способами: телефонные переговоры, личные встречи, сообщения, письма.

Теперь законодательно закреплена возможность использования автоматизированного интеллектуального помощника — проще говоря, робота-коллектора, который приравнивается к непосредственному взаимодействию наравне с телефонными переговорами и личными встречами. Соответственно, количественные и временные ограничения распространяются и на робота-коллектора: нельзя использовать робота-коллектора в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов, а также более одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели, более восьми раз в течение календарного месяца. Если в процессе общения с роботом-коллектором должник попросит переключить его на сотрудника организации, это должно быть обязательно сделано.

Кроме того, с 1 февраля возможно направлять должникам сообщения с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг при наличии согласия должника на осуществление такого взаимодействия. В течение календарного месяца можно направлять через портал Госуслуг не более двух сообщений по одному обязательству.

— На что еще можно обратить внимание в обновленном законе?

— Изменения коснулись отдельных правил взаимодействия с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности. Ранее закон содержал такие понятие как «неделя» и «месяц», в связи с чем складывалась неоднозначная практика привлечения к административной ответственности за превышение количества взаимодействий. Теперь в целях единообразного применения в законе используются понятия «календарной недели» и «календарного месяца» для исчисления количественных ограничений взаимодействия.

В качестве представителя должника теперь может выступать только адвокат.

Теперь ФССП России имеет право ограничить профессиональную коллекторскую или микрофинансовую организацию в использовании одного или нескольких способов взаимодействия в виде личных встреч, телефонных переговоров, использования автоматизированного интеллектуального агента, электронных сообщений.

Такое решение возможно только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в случае выявления нарушений законодательства РФ.

Следует отметить, что кредитные организации не могут быть ограничены службой судебных приставов в использовании способов взаимодействия.

— Расскажите о ситуации с возвратом просроченной задолженности в нашем регионе? Как часто обращаются граждане по фактам нарушения их прав?

— Мы по-прежнему наблюдаем тенденцию к увеличению количества жалоб граждан по вопросам нарушения их прав при возврате просроченной задолженности. Если в первые годы действия федерального закона № 230 в нашем Управлении на рассмотрении находилось чуть больше 40 обращений в год, то за 2023 год количество обращений составило 445.

Анализ жалоб показывает, что в большинстве случаев граждане, которые пишут обращения, имеют не один просроченный кредит или микрозайм, а несколько, встречались факты наличия у одного человека более 40 займов.

Оплачивать своевременно такое количество обязательств чаще всего невозможно, возникают просрочки по платежам, и кредитор запускает механизм возврата просроченной задолженности, зачастую с нарушением требований закона.

Чаще всего граждане жалуются на большое количество звонков и сообщений, в том числе в ночное время, на оказание психологического давления, на угрозы и оскорбления, на распространение порочащих честь и достоинство сведений либо на угрозу распространения таких сведений, на взаимодействие с родственниками и коллегами при отсутствии соответствующих согласий.

— Что нужно сделать гражданину в случае незаконного с ним взаимодействия?

— В первую очередь, следует любым способом зафиксировать факты неправомерного взаимодействия: записать разговор либо личную встречу, сохранить тексты сообщений, использовать иной способ фиксации. Затем гражданин вправе обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов по месту своего пребывания. Варианты направления обращения — письменное обращение по почте либо воспользоваться интернет-приемной на сайте соответствующего управления.

Чем подробнее будут указаны контактные данные заявителя и изложена суть обращения, тем выше вероятность скорейшего рассмотрения обращения по существу. Мы уже неоднократно информировали об этом граждан, однако до сих пор поступают обращения, в которых отсутствуют данные заявителей (в том числе дата рождения, адрес, контактный номер телефона), сведения о том, где имеются долги, о способах взаимодействия и т. п.

В УФССП России по Курской области граждане могут обратиться с письменным обращением по адресу: 305018, г. Курск, ул. Черняховского, д. 4.

Также обращение можно направить и в электронном виде посредством «Интернет-приемной», функционирующей на официальном сайте УФССП России по Курской области (https://r46.fssp.gov.ru).

В 2023 году Управлением составлено 107 протоколов по статье 14.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении различных кредиторов (кредитных и микрофинансовых организаций), объявлено 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований коллекторским организациям. Сумма наложенных штрафов составила 4 млн. 775 тысяч рублей. Оплачено штрафов в сумме почти 4,4 млн рублей.

Также с июля 2023 года в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 172.4, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. Указанная норма подследственна МВД России. За совершение противоправных действий по возврату просроченной задолженности могут применяться меры уголовной ответственности, начиная от штрафа (минимальный размер 300 000 рублей) и принудительных работ вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом до 5 000 000 рублей.

Фото предоставлено УФССП по Курской области.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...