Все статьи номера (3423)

Власть

Культура

Новости

Актуально

Происшествия

Спорт

Деловой курьер



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров 1327;
посетителей: 818;
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 3423 от 10 августа 2013

Трагедия сплотила людей

13 лет назад произошла одна из самых больших трагедий нашего времени: во время учений в Баренцевом море погибла подводная лодка «Курск». До сих пор об этом событии вспоминают с болью. Капитан I ранга Виктор Танков, командир атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-18 «Карелия», живет сейчас в Курске, но в 2000-м, когда разворачивалась трагедия, он находился в самом центре событий, служил в штабе Северного флота ВМФ России заместителем начальника отдела, курирующего стратегические лодки. Наш корреспондент накануне трагической даты встретился с ним.

— Лично я не был знаком с кем-либо из состава, но иногда мы встречались, здоровались. А потом случилась эта беда, — рассказывает Виктор Иванович. — Окна нашей квартиры выходили на море, и мы видели, как поднимают останки судна… Супруга моя тогда каждый день плакала, даже заболела.
Гибель «Курска» сплотила народ, однако находились все-таки люди, остававшиеся как минимум равнодушными. «Трагедия отделила порядочных людей от непорядочных», — говорит Виктор Танков.
Почему же «Курск» погиб? Этот вопрос не отпускает вот уже много лет. Сняты фильмы, написаны брошюры, опубликованы статьи. Но однозначного ответа, удовлетворившего бы всех, так и не найдено.
— Тогда на борту подводной лодки взорвался весь боезапас. Неудивительно, что первых трех отсеков не стало, — рассказывает Виктор Иванович. — Их и не могли найти. Морская смесь, а именно ее используют в подобного рода оружии, после взрыва не оставила от них ничего. Если бы все это происходило не в море, а на суше, то двух кварталов не стало бы как минимум. Но другая половина лодки была цела, хотя и повреждена. Там моряки и ждали помощи. Все ли было сделано для их спасения? Скорее всего, сработал человеческий фактор. Командиры оказались просто не готовы к подобной ситуации. Тем более что в то время происходили сокращения, и в первую очередь пострадали спасательные средства. Вот и результат. Потом, конечно, признали, что это неправильно.
Если делать все так, как положено, то авария невозможна. Большинство даже ядерных аварий на лодках «созданы» руками людей. Поэтому мне стыдно за некоторых льготников. Их и к ответственности привлечь не грех за то, что они сначала совершили аварию, а потом вышли пострадавшими. Современная техника достаточно надежна, жаловаться не приходится. Все отработано. И если не нарушать инструкции, аварий не должно быть никогда, тем более ядерных. Навигационные — да. Подул ветер, шквал налетел, это природа, всяко бывает. А в остальном случайностей быть не должно.
Виктор Иванович награжден орденом Красной Звезды за стрельбу полным боекомплектом, состоящим из 16 баллистических ракет. Сейчас он уже не служит на флоте, но до сих пор горячо радеет за него.
— Понимаете, служба на подводной лодке — это не страшно, а почетно и интересно. Современная подлодка — как завод, здесь самая передовая техника. Оттого и уровень подготовки экипажа достаточно высок, — говорит Виктор Иванович. — Управление сосредоточено в руках офицеров. Матросы здесь практически не нужны. Даже генералы удивляются этому. Мол, научили же мы курсанта танком за год управлять, и этому научим. Но на флоте дело обстоит иначе. Офицер пять лет учился в училище, год — в учебном центре, год стажировался на лодке и только потом стал настоящим специалистом — после сдачи зачетов, в звании капитана-лейтенанта. А научить за год матроса — это просто смешно.
Другой вопрос, волнующий моряка-подводника, — общее состояние флота. За 20 лет в стране не появилось ни одной новой подлодки. Ремонтировали старые, модернизировали их, но не создавали. Потом выделили деньги, планируется построить сразу 10 подлодок. И это радует. Но проблема появится в другом. Для того чтобы руководить, нужен опыт — 10 лет. А где его возьмешь сразу? Когда я служил, у командиров было по 15, 20, 25 стратегических боевых служб, а сейчас и 4 уже круто. Вот и делайте выводы: какой опыт перенимали мы, а какой получат молодые.
Содержать лодки — дело дорогое. Это процесс длительный и непрекращающийся, ведь она живет с момента создания и до того, как ее разрезали. Даже когда подлодка стоит на приколе у пирса, в ней необходимо поддерживать давление, воздух, влажность, расходовать свет, тепло, горючее и воду…
После службы на флоте Виктор Танков работал в Санкт-Петербургском институте. За 4 года сменил столько же должностей, шел в гору, занимался опытно-конструкторской работой.
А потом перебрался в Курск.
— Мне здесь очень нравится, — говорит подводник. — И климат хороший, и цены приемлемые. Кроме того, здесь живут мои друзья и родственники жены. Когда я приехал, был приятно удивлен, что в Курске чтят память моряков-подводников, многим есть чему поучиться у курян в этом плане. И руководство города молодцы, и общественные организации ведут себя так, что перед ними можно снять шляпу.
Виктор Иванович со своим другом придет 12 августа на Мемориал павших.
— Это наш долг — помнить о тех, кто ушел в море и не вернулся, — сказал он.

Автор: Алёна ГРИДИНА

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * b7dbf7a7ac629cf197ddf9f77ba9444c

Действие

Последние новости Курск

16/09/2019 Курские семьи отправятся на квадроциклах в пробег по бездорожью
За выходные они преодолеют 600 километров

16/09/2019 В среду в центре Курска перекроют движение
Это связано с марш-парадом военно-патриотических клубов

16/09/2019 В четверг пол-Курска останется без холодной воды
Коммунальщики предупредили об этом заблаговременно

16/09/2019 Роман Старовойт избавился от приставки врио и пообещал жителям Курской области перемены
Инаугурация губернатора прошла в зале драматического театра

13/09/2019 Куряне лишились более 150 тысяч рублей на троих
Мошенники представлялись сотрудниками банка и выпытывали личные данные потерпевших.

13/09/2019 В Курске на Боевке пройдет театральный оpen-air
В программе — мастер-классы, творческая встреча с актерами драмтеатра, музыкальная сказка.

13/09/2019 Курян приглашают на общественные обсуждения
На повестке — благоустройство сквера «Изумрудный».

13/09/2019 В Курске за три недели заменили 2360 светильников
И это на тысячу больше, чем неделю назад.

13/09/2019 В Курске смерть водителя «совпала» с задержанием дебошира
Два совершенно не связанных между собой случая произошли в одно время и в одном месте.

12/09/2019 В Курске пройдет финал чемпионата России по супермото
Седьмой этап состоится на картодроме

Яндекс.Метрика