Есть такие школы
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Не так давно в Курске функционировало 14 школ рабочей молодежи, а сегодня осталось только две. В них все, как в обычных школах: кабинеты,  компьютерные классы, интерактивные доски… Только традиции особенные. Здесь воспитанникам помогают получить образование, а родителям – узнать, какие у них хорошие дети.    
Побывав в школах, наш корреспондент выяснила, как они подготовились к 1 сентября.

Накануне Дня Знаний настрой у педагогов — самый оптимистичный, хотя что и говорить, они учат и воспитывают подростков с трудной судьбой.
…В вечерней школе № 9 на улице Садовой еще немного пахнет краской. Зданию — 108 лет, внутри все сияет.
— Мы принимаем с 7 класса тех, кто не захотел учиться в дневной школе, — поясняет заместитель директора Людмила Григорьевна Спиридонова. — В этом учебном году в 7–9 классах — 114 человек, в 10–12 — 187.
В списке старшеклассников есть и вполне взрослые люди.
— У нас учатся и родители, причем даже многодетные, — комментирует Людмила Григорьевна. — Прежде был экстернат, но по новому закону об образовании эта форма уходит в прошлое, а приходит самообразование. Мы помогаем им освоить программу и сдать ЕГЭ.
Учителя бесплатно дополнительно занимаются со старшими учащимися, а младшим советуют, как справляться в трудностями.
В июне аттестат об основном образовании получили 69 человек, аттестаты за курс полного среднего образования — 56. Так же, как в дневной школе, здесь проходит ЕГЭ. Некоторые не сдали экзамен по уважительной причине, им разрешено сделать это в следующем году. Они не выпали из поля зрения педагогов.
— В нашей школе всегда было учебное заведение, его стены «пропитаны» вечным духом познания, — рассказала директор Людмила Владиленовна Якубович. — Наши дети — самые лучшие. Некоторые у нас впервые выходят к доске. Приходят и ребята, побывавшие в колонии. А некоторые из них вообще не учились никогда, не умеют читать! В этом году 69 человек закончили 9 класс, 56 человек сдали ЕГЭ в 12 классе — это их победа и, конечно, наша. 70 процентов выпускников наших поступают в вузы, техникумы.
Выпускники потом на долгие годы остаются нашими друзьями. Рассказывают, как складывается их жизнь, советуются по житейским проблемам. Почему-то в обществе бытует мнение, что вечерние — это как бы не настоящие школы. Что отметки «рисуют», лишь бы «выпихнуть» ученика. Какое же это несправедливое мнение! Хорошего ученика всякий полюбит, а попробуй полюбить такого, который заниматься не хочет… Учат не только предметам, но и как жить достойно.
Проводят мероприятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Заметим, что среди знаменитых курян есть и закончившие вечернюю школу, к примеру, музыкант Леонид Винцкевич. Выпускники достигают успеха, становятся руководителями. Недавно, например, к директору заходила женщина, ее сын, выпускник вечерней, — прокурор в столице.
Ребята здесь становятся активными, принимают участие в различных мероприятиях, занимают призовые места, о чем свидетельствуют почетные грамоты в кабинете директора.
Наталья Сергеевна Курцева, учитель истории и обществоведения, 30 лет проработала в дневной школе, 10 — в этой. Когда пришла сюда, ее удивило, что дети, бывшие изгоями в прежних коллективах, забывают свои комплексы, общаются, дружат с учителями, доверяют им.
Нина Георгиевна Выскребенцева, учитель иностранного языка, заслуженный учитель РФ, член Союза журналистов, начав работать в этой школе, отметила, как четко поставлен учебный процесс. На выпускном вечере в этом году ее поразили слова родителей: «Есть такая школа, куда мы можем привести своих детей и быть спокойными за них. Вы заставили нас поверить в наших детей».
Работа многих педагогов не видна на первый взгляд, зато какой результат. Вот что говорит социальный педагог Галина Николаевна Зуева:
— И дети, и родители искали помощи и защиты. И я думаю, что здесь они ее получили.
Одна девочка осталась сиротой, была под опекой. Благодаря педагогам она изменилась в лучшую сторону, ребята стали к ней хорошо относиться. Затем она закончила техникум, поступила в институт, занялась спортом, ездила на соревнования. Это только одна судьба, а подобных в этой школе много. Работа с неблагополучными семьями ведется большая. Если невозможно оставить ученика в социально опасной семье, его стараются изолировать.
Заместитель директора Ирина Вацлавна Опалькова проводит с учениками большую воспитательную работу. Несколько лет ребята участвуют в городских программах «Мы можем все!», «Эрудит», в экологическом конкурсе.
А самое главное — число детей, состоящих на различных учетах, сокращается, в том числе — и у подросткового нарколога.
Валентину Михайловну Чаплыгину, учителя физики, ученики считают очень строгой, но сколько она слышит слов благодарности! Случается, что она заезжает за учениками домой, если они не отвечают на звонок.
Вечерняя № 12 в Сеймском округе располагается на улице Резиновой. С директором Натальей Алексеевной Замякиной мы обошли все классы. Чистота и уют, красивое оформление стен собственными, между прочим, силами. Школе — полвека, она выполняет реабилитационные и компенсаторные функции.
— В прошлом году у нас всего обучалось 212 человек. Несколько было отчислено, но многие пришли в течение года. За лето поступило 50 человек. Сейчас введено подушевое финансирование, но плату за приходящих после 1 сентября педагоги к этому моменту не получат, потому что комплектование уже будет завершено.
Директор показывает увесистые папки — учителя подготовили планы работы, они более основательные, потому что каждый ученик требует к себе отдельное внимание. Больше, чем в дневной школе, разделов в учебной программе, которые посвящены адаптации ребенка.
Учебный план вечерней школы отличается от дневной не только тем, что есть коррекционно-развивающие занятия, в нем, к сожалению, нет физкультуры, музыки, черчения, технологии, зато можно заниматься в секциях, факультативах. Индивидуальная работа с ребятами ведется постоянно.
Педагоги реализуют не только учебные программы, но и воспитательные. К примеру, в вечерней № 12 она одна из лучших в городе, в прошлом году школа заняла первое место. Здесь формируют положительные стимулы в жизни, уделяют большое внимание воспитанию законопослушного гражданина.
…Возле 12-й ребята разбили красивые клумбы, а за школой, в небольшом саду весной 8 «А» класс посадил вишенки. Все принялись, только одну сломали жители микрорайона, которые через школы ходили в свои гаражи. Теперь территория огорожена. Но это не понравилось автолюбителям, ранним утром они пытались кувалдой разбить ограждение…
Доброжелательные педагоги, которые НИКОГДА не повышают на воспитанников голос, НИКОГДА не применяют к ним жестких методов. Очень редко звучат здесь фамилии учеников, разве что когда вручают аттестаты, а в остальное время — лишь имена. Учителям работать в этих школах непросто. Но они любят своих учеников, считая их самыми лучшими, талантливыми. Как и в дневных, здесь есть «предметные недели», дни здоровья, отмечают они главные исторические даты. Дети с удовольствием выступают, читают стихи, очень любят костюмированные представления.
Дети в этих школах учатся с утра, поэтому вопрос с питанием очень важен. В 9-й при участии администрации города уже решен вопрос с буфетом-раздаточной, питание воспитанников организовано, малообеспеченные получают его бесплатно. В 12-й подготовлена проектно-сметная документация обустройства в одном из классов буфета-раздаточной. Комитетом образования города выделены 250 тысяч рублей на закупку технологического оборудования. Для строительных работ требуется гораздо большая сумма. Директор уверена, что и эти средства появятся.
Иногда приходится слышать: ну зачем нам вечерние школы… Так могут говорить только те, кто не знает ситуации. Они нужны, должна быть возможность иных условий, если в дневной школе у кого-то ничего не складывается. Чтобы все-таки найти себя, получить образование, наконец, понять, что учиться, оказывается, интересно!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...