Погода в Курске

01 января, 03:01 oC,

Все статьи номера (3790)

Культура

Новости

Актуально

Происшествия

Спорт

Деловой курьер

Творчество



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров 1667;
посетителей: 957;
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 3790 от 17 декабря 2015

Алексей ЧЕРНЫШЕВ: Ребенок должен быть погружен в деятельность с утра до вечера

Если в целом по стране подростковая преступность растет, то в Курской области дела обстоят не так плохо.

За 10 месяцев 2015 года в нашем регионе зарегистрировано 270 преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста,  –  это на треть меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тем не менее, 242 подростка, преступивших уголовный закон менее чем за  год, – разве не повод для принятия мер? За комментарием  «ГИ» обратились к доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии КГУ Алексею Чернышеву.

«Что нужно делать, чтобы ребенок не вырос преступником?»  – спросила я у профессора.
«О-о! Если бы это было решаемо! – раздалось в телефонной трубке. – Но приезжайте, обсудим». Весь дальнейший текст   – ответ Алексея Сергеевича на единственный заданный ему вопрос, а вернее, пошаговая инструкция по решению серьезнейшей проблемы как для отдельно взятой семьи, так и для человечества в целом. Дело за малым – прислушаться к мнению известного ученого и последовать его советам.
Итак, ступени становления человека по Чернышеву:

1. От природы к цивилизации

– Дети не рождаются ни преступниками, ни законопослушными гражданами, – говорит Алексей Сергеевич. – Родившись, они имеют задатки, на основе которых впоследствии может сформироваться психика социально адаптированного человека (нормальная или с отклонениями), а может и не сформироваться вовсе. Все помнят Маугли и других воспитанных животными детей, не освоивших речь, прямохождение и живущих по правилам звериной стаи. Под социально адаптированной психикой понимаются высшие психические функции, духовно-нравственные качества, сознание и  эмоционально-волевая сфера.
Согласно теории Льва Выготского, высшие психические функции человека – не врожденные, обусловленные генетикой процессы, а приобретенные. Они формируются при непосредственном влиянии общества и культуры, в первую очередь – семьи и школы.
Выготский называл детей «зверенышами», которые постепенно приобретают высшую психику, осваивая накопленный человечеством культурно-исторический опыт, включая такие, казалось бы, обычные правила поведения: как встать, как сесть, как одеться, как вести себя за столом, что сказать при встрече. По мере освоения моральных норм и этики ребенок начинает чувствовать, что от него ожидают, какое поведение одобряют и какое нет. Цивилизация проявляется через систему самозапретов. При этом необходимо, чтобы человек чувствовал свои обязанности, сознательно нес в себе соответствующую ориентировку, а не уступал шантажу или насилию со стороны.

2. Понять, что в жизни главное

Маленькому человеку необходимо определить для себя, что в его жизни главное, а что второстепенное. На это должно быть нацелено наше идеологическое воспитание, которое из-за влияния западных ценностей сейчас переживает глубочайший кризис.
Не так давно журналист Владимир Кулагин в одной из областных газет цитировал слова  курского скульптора Вячеслава Клыкова, который сравнивал российское мировоззрение с западным:
«Признаки русского мира вот такие:
– Духовность выше материального.
– Общее – выше частного.
– Служение – выше собственности.
– Справедливость – выше богатства.
Это наши символы веры, православные ценности русской цивилизации.
А Запад?
– Деньги – наш бог.
– Выгода – важнее совести.
– Души нет – есть желудок».
– Что происходит сегодня? – вопрошает Алексей Сергеевич, – Телевидение насаждает завышенные стандарты жизни, согласно которым человек, независимо от профессии и общественного положения, является обладателем роскошного коттеджа в несколько этажей, автомобиля бизнес-класса, проводит досуг с ухоженными девушками, путешествует по миру. Не удивительно, что подростки купились на такую красивую жизнь. Потом, повзрослев и столкнувшись с реальной жизнью, они начинают осознавать, что заработать очень тяжело даже на пропитание, что идеалы, которые они вынашивали в себе, недостижимы, и у молодых людей возникает явление, названное учеными фрустрированной агрессией, которая проявляется в бессознательном, жестоком уничтожении всего на своем пути. Так неверная ценностная ориентация формирует самый опасный тип подростков – фрустрированно агрессивных, у которых пустота в душе и сердце.

3. Знать о наказании (санкциях)

Маленькому человечку с ранних лет нужно давать представление о наказании, о санкциях за невыполнение моральных и правовых норм. Сначала элементарные правила: обижая младшего, он в глазах окружающих становится «плохим»,  крадут только нехорошие люди, и их за это сажают в тюрьму. Подросток уже должен понимать, чем рискует человек, игнорируя такие ценности, как уважение к людям, семья, доверие, здоровье.

4 Труд создал человека

Приобретение высших психических функций невозможно вне труда, точнее вне  деятельности. Помимо соблюдения запретов человек должен совершать деятельность, а не лежать, подобно Обломову, на диване и не играть в компьютерные «стрелялки» сутки напролет. Деятельность  – высшая форма проявления психики, направленная на преобразование предметов. Для детей это возводить города из песка, выпиливать лобзиком фигурки из куска фанеры, строить дом из кубиков, складывать свои вещи в шкаф и так далее. Ребенок должен быть погружен в деятельность с утра до вечера, должен приобретать опыт – основной фактор становления человека.
Печально говорить, но в современной школе деятельность уступила место присутствию. Ученики перестали перерабатывать знания, пропускать их через себя, потому что для этого необходимо напряжение, а они уходят от него, как уходим и мы, заменяя собственные глаза и уши телевизором. Пассивное, а тем более искаженное восприятие жизни надо отсекать безжалостно, как хирург отсекает пораженный злокачественной опухолью кусок плоти.

5. Вместе

Для формирования высшей психики недостаточно просто деятельности, еще необходима совместная деятельность – она хорошо представлена в командных видах спорта: волейбол, футбол и другие, где успех и ошибка одного влияют на общий результат. В команде ребенок быстро осознает очень важную идею, лежащую в основе человеческого общежития: «Я хорош, когда приношу пользу коллективу».
В свое время доцент нашей кафедры Иосиф Полонский и писатель Владимир Детков  собрали всех трудных подростков в городе и создали отряд «Разведчик», который стал лучшим молодежным объединением в Советском Союзе. Бывшие трудные увлеклись раскопками, ходили по местам партизанской славы,   участвовали в «Зарницах», воссоздали штабную землянку в Дмитриевском районе и Курган славы в Понырях. Подумайте, какой след они могли оставить в людской памяти и какой оставили? Во Дворце пионеров создан музей отряда  «Разведчик».
Сейчас в Курске при психологическом центре «Гармония» действует оздоровительный лагерь «Спасатель», который отличается от своего предшественника тем, что в него берут не только «трудных», но и социализированных ребят – для совместной деятельности и общения.
Эту спасительную цепочку в воспитании подрастающего поколения — деятельность, совместная деятельность, объединения – осознали на государственном уровне, и 29 октября, в День рождения комсомола, президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Сейчас важна общая стратегия работы со всеми категориями детей. Нельзя ориентироваться на отдельные виды: ребят с ограниченными возможностями, трудных, одаренных, нормальных – надо работать с детством вообще, развивая успех у каждого ребенка.

6. Многогранность

Идем дальше. Одного вида совместной деятельности для ребенка мало, нужен целый веер различных направлений  – спортивное, художественное, учебное, трудовое. Богатый пласт деятельности создает могучую психику. А что мы сегодня делаем? Подросток общается только с компьютером – ни спорта, ни труда, ни творчества.

7. Как рассол для огурца

Очень важно, в какой среде растет ребенок. Надо, чтобы это была развивающая социальная среда – концентрат доброты, уважения чести и достоинства ребенка, поддержки его способностей. Мои коллеги такую среду называют «социальным оазисом».

8. Целительные свойства красоты

И, наконец, о красоте, которая, как известно, спасет мир. Детям наши нудные наставления не так нужны, как опыт ярких впечатлений. Макаренко проповедовал эстетично-выразительную жизнь. У его подопечных все было красиво – и одежда, и поступки, и строй, и речевки, и ритуалы. В этом мы тоже проигрываем.

9. Воспитать в ребенке человечность

«Первоначальное... воспитание,— писал Белинский,— должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Проблема в том, что об этом стали забывать в современных школах. Теорию о высших психических функциях Льва Выготского недооценивают и преподаватели, и чиновники, работающие с семьями. Властные структуры утратили тесную связь с наукой, нет единой государственной линии, направленной на воспитание подрастающего поколения, а точечные усилия отдельных семей в отношении собственных детей – это не решение проблемы.

10. Есть опыт, есть результат

В нашем регионе сложилась уникальная система духовно-нравственного воспитания подростков и юношей в виде 14 профильных лагерей, рассчитанных  для детей разных категорий: от одаренных до проблемных. Ежегодно в этих «социальных оазисах» приобретают высокий духовно-нравственный потенциал около 2000 детей. В недавно вышедшей книге «Профильный лагерь: Курский вектор» рассказывается об опыте по формированию в подростках личностных качеств, присущих настоящему человеку и гражданину. Этот опыт достоин осмысления и внедрения в воспитательный процесс школ и других социальных организаций, работающих с детьми, и, безусловно, должен быть доведен до сведения каждой семьи, значение которой в формировании личности ребенка трудно переоценить. 

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * ffc53599a366839d70246d2f9998f315

Действие

Последние новости Курск

29/03/2017 Вчера под Курском на пешеходном переходе сбили мужчину. Он получил ранения
Вчера на трассе «Курск-Рыльск» произошло ДТП с участием пешехода.

29/03/2017 К курской гимназии №4 присоединили новый корпус
Теперь школа №58 присоединена к гимназии №4. Здание на 400 мест для учеников начальной школы было отремонтировано в рамках реализации программы «Развитие образования в Курской области».

29/03/2017 В Курске управляющую компанию оштрафовали за слишком холодную горячую воду
Расследование вопроса о качестве работы управляющей компании было проведено благодаря обращению с жалобой курянина, проживающего на Заводской улице. Он утверждал, что горячая вода, подающаяся в его квартиру, не достаточно горячая.

29/03/2017 Вчера в Курске пенсионер-водитель сбил пенсионерку-пешехода
Авария произошла вчера днём на улице Суворовской.

29/03/2017 В Курске автомобиль упал в кювет. Погибла женщина
Сегодня ночью в Курске произошло трагическое ДТП. 35-летняя курянка, находившаяся за рулём Рено не смогла справиться с управлением автомобилем. Машина опрокинулась в кювет.

28/03/2017 У курского студента украли компьютер. Преступник задержан по горячим следам
Полиции удалось оперативно сработать и найти преступника, совершившего кражу.

28/03/2017 Из Курска самолёты полетят в Сочи и Анапу
Рейсы к городам на Черноморском побережье возобновятся уже в июне. Об этом сообщает областная пресс-служба.

28/03/2017 Под Курском нашли и арестовали подпольный цех по производству табака
Фальсифицированную табачную продукцию производили в Медвенском районе. Сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального УМВД был обнаружен склад.

28/03/2017 В Курске стали меньше болеть ОРВИ. Надвигается вирус гриппа В
По информации Управления Роспотребнадзора заболеваемость гриппом и ОРВИ снизилась нап этой неделе по сравнению с прошлой более чем на 10 %.

28/03/2017 83-летнюю жительницу Курска обворовала соседка, сняв деньги с её Сберкнижки
Пенсионерка обратилась в полицию, заявив, что с её сберкнижки пропали 50 тысяч рублей. Стражам порядка достаточно быстро удалось выяснить, куда делись деньги.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика