Просто дедушка Толя
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Просто дедушка Толя


Не раз убеждалась, что высота поставленной цели заставляет человека расти, собственными руками выдергивая себя из грядки,  приподниматься над уровнем грунта.    
Недаром известный русский этнограф и путешественник Миклухо-Маклай настаивал, что ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят. Сегодняшний собеседник «ГИ» – краевед Анатолий Ашихмин – очередное подтверждение этому.
– Родился в Курске, учился в Курске, трудился в Курске, а теперь просто живу в Курске, – начал рассказ о себе  Анатолий Павлович.
По одной этой фразе можно догадаться, что Курск для него нечто большее, чем для большинства горожан.  Однако не будем забегать вперед, нарушая хронологию событий, тем более что и слово «хронология» с некоторых пор приобрело особую значимость для интеллигентного пожилого мужчины,  сидящего передо мной.

Не делая скидок
Анатолий Павлович – инвалид с детства. В «ползунковом» возрасте он заболел   полиомиелитом.  Мальчик был рожден в апреле 1941 года,  за два с половиной месяца до начала Великой Отечественной. В ноябре  41-го немцы уже вовсю  хозяйничали в Курске. Так что рассчитывать на медицинскую помощь не приходилось. Результат – костыли как опора всей оставшейся жизни.
Надо отметить, что инвалидность для Анатолия никогда не была основанием для скидок: куда, мол, мне такому? – наоборот,  планка его требований к себе с каждым годом поднималась выше.
В 1964-м  Ашихмин получил диплом учителя математики, но долго в профессии не пробыл – трудно было ходить, еще труднее писать и чертить на доске, а как без этого донести премудрости «царицы всех наук» до неугомонной детворы?  Пришлось менять привычное русло жизни.  Молодой человек  с головой окунулся в  новое, перспективное направление –  программирование, и стал одним из  первопроходцев отечественной информатики. С 1977 года Анатолий работал в облстатуправлении – сначала на электронно-вычислительных машинах «Минск-31», потом на более современных  ЕС ЭВМ 1022. Такая машина –  гордость советских разработчиков – занимала целую комнату.
Потом были годы, отданные проектному институту «Курскводстрой», а в девяностые, с их Ельциным на танке, обстрелом Белого дома, обвалом экономики и массовой безработицей,  50-летний инвалид Анатолий Ашихмин оказался не у дел.

Как рождаются звезды?
Мозг, привыкший к  постоянной нагрузке, требовал работы, и Анатолий Павлович стал завсегдатаем  областной библиотеки имени Асеева.  Он днями просиживал над литературой по истории Курска, познакомился с местными краеведами и результатами их исследований, прежде чем зажглась его путеводная звезда –  задача,   которую безрезультатно пытались  решить многие,  и  которая в течение нескольких последующих лет  заставила его перелопатить горы исторических документов, разъезжая по стране на собственные сбережения.
Звезда, которая влекла за собой Ашихмина,  носила название «Дата рождения Курска». Непосвященные недоумевали, что тут искать?  С 1982 года в Курске начали праздновать День города. По мнению местных властей и специалистов  по истории края, нашему городу тогда исполнилось 950 лет. Однако не всегда истина лежит на поверхности. Некоторые краеведы и историки считали, что на самом деле Курску давно перевалило за тысячу, и, чтобы найти вещественные подтверждения своей гипотезе, настаивали на раскопках в историческом центре –  детинце (внутренней части укрепленного города или крепости), который находился в районе слияния Кура и Тускари – месте, где сейчас располагаются цирк, электроаппаратный завод, Знаменский собор. Разрешения на раскопки собственники земельных участков по понятным причинам не давали, и  Ашихмин  вслед за другими краеведами решил пойти другим путем – установить  подлинный возраст Курска по дате его первого упоминания в древнем письменном источнике. Таковым оказалось «Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия», написанное Нестором Летописцем и дошедшее до наших дней в нескольких списках, наиболее ранний из которых датируется XII – XIII веками.

По следам Феодосия
«Бысть же родителема блаженого переселити ся въ инъ градъ Коурьскъ нарицаемыи князю тако повелевъшю», – пишет преподобный Нестор. Согласно его «Житию», ребенком  привезенный родителями в Курск Феодосий возрастал в нашем городе телом и духом, здесь же выбрал свой путь и утвердился в решении посвятить жизнь Богу, отсюда в 23-летнем возрасте  пешим ходом ушел в Киев, где по благословению преподобного Антония был пострижен в иноки и принят в обитель, которая со временем стала  Киево-Печерской лаврой.
– Беда в том, что Нестор не указал ни года, когда отец Феодосия  перевез сына в Курск, ни имени князя, по велению которого состоялся их переезд, ни событий, указывающих на то, когда это произошло, – рассказывает Анатолий Павлович. – Курские краеведы, а исследованиями Феодосия Печерского профессионально занимались Виктор  Склярук, работающий в областном краеведческом музее, профессор КГМУ Сергей Шавелев, профессор КГУ Владимир Енуков, профессор КГСХА Зинаида Ильина, в соавторстве с которой мной было опубликовано несколько статей, отстаивали разные точки зрения.
Идея поиска недостающих сведений была определена фразой: «Что не написано в одной книге, по обыкновению пополняется другою», и Анатолий Ашихмин отправился  в Петербург для работы в библиотеках Российской академии наук и  Института русской литературы («Пушкинский дом»),  в Москву –  в РГБ, главную библиотеку страны, где буквально «по крупицам, по строчечкам» выуживал нужную информацию, но она оказалась противоречивой. Тогда Ашихмин расширил поле поиска, объединив имя Феодосия с Антонием Печерским. С большим трудом  курскому исследователю удалось получить в московском Институте всеобщей истории РАН «житие Антония» на древнегреческом языке. Он перевел документ самостоятельно, во избежание ошибок попросил сделать профессиональный перевод  того же текста  кандидата филологических наук. Результат поисков он  изложил в письме  главе администрации города Курска Николаю Овчарову «Об уточнении хронологии г. Курска», в котором опроверг официальную дату основания города Курска – 1032-й, предлагая за год основания взять 1015-й, когда, по его исследованиям, в Курске началось обучение Феодосия.
Вопрос о дате основания Курска пока остается открытым. Вероятно, потому, что Феодосий приехал в уже существующий город, и Владимир Енуков, к примеру, утверждает, что «гибель племенного Посемья с последующей организацией Курской волости... приходится на середину 980-990 годов».
Однако вклад Анатолия Ашихмина в возвращении курянам имени преподобного Феодосия – единственного известного нам человека из  живших в Курске в первой половине XI века нельзя переоценить.  В 2009 году в честь преподобного Феодосия Печерского в нашем городе на улице Сонина был установлен памятный камень. Виктор Крюков в «ГИ» писал, что обращение по установке памятного знака было подписано многими горожанами,  но имя краеведа  Анатолия Ашихмина по праву стоит первым: «Именно Анатолий Павлович со свойственным ему смиренным упорством долгое время «пробивал» эту идею во всех инстанциях, искал соратников и единомышленников».
Никогда не поздно стать таким, каким ты мог бы быть, – еще одна истина, подтвержденная Ашихминым.

День сегодняшний
Сейчас герой нашего повествования практически слепой. Его правый глаз тотально темный, а левый смотрит на мир через искусственный хрусталик.  Анатолий Павлович попросил хирургов, чтобы фокус хрусталика был настроен «на даль», поэтому вблизи перед ним сплошной туман – протез не способен менять кривизну.
– Книги всегда были моими лучшими друзьями. И теперь с помощью увеличительного стекла иногда почитываю «Хазарский словарь» Милорада Павича, – говорит собеседник, нащупывая рукой книжицу на тумбочке.
Анатолию Павловичу – 75. Четвертый год он живет в доме-интернате на Пучковке, где его навещает младший брат из Льговского района.  Больше родных нет. Своей семьи Анатолий Павлович не создал. «Я бобыль, – говорит он, – есть такое русское слово «бобыль»...
– Анатолий Павлович – человек  малообщительный, – рассказывает сопровождающая меня сотрудница интерната Светлана Певцова. – Ему здесь сложно найти интересного собеседника, равного по интеллекту.  Но он не жалуется. Любит поговорить с детьми, которые приезжают к нам с концертами,  дарит им сборник «О Курске и преподобном Феодосии Печерском», в котором опубликованы его статьи. И знаете, что интересно? Делая надпись на книге, он именует себя  не краеведом и не исследователем, что приподнимало бы его значимость, а просто  «дедушкой Толей» – будто внукам подарок делает.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...