Юрий ДЮМИН: Социальные перевозки –непростая задача
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Юрий ДЮМИН: Социальные перевозки –непростая задача


Тариф на проезд в микроавтобусах и электротранспорте весной вырос. Неизменной осталась плата за проезд только в автобусах большой вместимости, которые обслуживает ПАТП города Курска.    
Как выживает предприятие, осуществляющее социальные перевозки, «ГИ» рассказал его директор Юрий ДЮМИН.
– Юрий Викторович, цена одной поездки в автобусах ПАТП города Курска по-прежнему составляет 14 рублей. Как разница в тарифах (два рубля с пазиками и три – с «Газелями» и «Фордами») отразилась на доходах предприятия?
– В первые два дня после повышения платы за проезд у частных перевозчиков пассажиропоток в наших автобусах увеличился на 10%. Затем все вернулось «на круги своя». Для пассажира главное – скорость передвижения. У наших автобусов она составляет 17 километров, а у «Газелей»  приблизительно 25 километров в час. В этом конкурировать с частными перевозчиками мы не можем.
– Какие шаги предпринимаете, чтобы выжить?
– Чтобы выживать в условиях рыночной экономики, кроме имеющихся средств, предприятию необходимо ежемесячно 3-3,5 млн рублей. В начале года провели оптимизацию. Сократили штатные единицы, перераспределили обязанности. Приоритет отдали специалистам ремонтной службы, водителям и кондукторам. «Выиграли» 600 тысяч рублей в месяц. Но этого явно не хватает.
У ПАТП большая производственная база. Есть место, где можно разместить дополнительный подвижной состав. Решили, что содержать свободные площади – слишком дорогое удовольствие, и, чтобы пополнить «казну» предприятия, предложили свои услуги  – охраняемую стоянку,  предрейсовое и послерейсовое освидетельствование, технический осмотр  и ремонт, – частным перевозчикам. Первая ласточка – предприятие, которое возглавляет Николай Сайпушев.
– Куряне неоднозначно отнеслись к покупке новых ПАЗиков. К нам в редакцию читатели  звонили и жаловались: «Рейсовых автобусов не хватает, а они прикупили десять штук на частные перевозки. Льготникам-то какой от этого прок?»
– Гневные письма подобного содержания приходили и к нам, и в департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства. Такое непонимание больно ранит. Предприятие приобретает автобусы, которые обслуживают коммерческие маршруты, не от хорошей жизни. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Мы работаем в условиях рыночной экономики. Деньги приходится зарабатывать и считать доходы и расходы. Вопрос: на чем зарабатывать, если большинство пассажиров – льготники? Из 24 маршрутов 11 – убыточные. Да, в феврале на маршруты города вышли десять ПАЗиков, которые приобрели в лизинг. Причем, и в этом вопросе постарались действовать экономически грамотно. На предприятии автобусы переоборудовали на газовое топливо, что дало экономию топлива в два раза! Каждый автобус обошелся в 1,5 млн рублей, а если бы приобретали на заводе те, что ходят на газе, заплатили бы 3,5 млн.
– Выходит,  льготники выигрывают от приобретения коммерческих автобусов?
– Во всяком случае, не проигрывают. Прослеживается прямая зависимость между этими видами перевозок. И если рассуждать здраво, то решение лежит на поверхности: услуги частных перевозчиков у курян востребованы, почему бы не дать заработать ПАТП, чтобы в конечном итоге сохранить социально значимые перевозки.
– Вы сказали, что часть маршрутов убыточна?
– Маршрутная сеть охватывает практически все микрорайоны областного центра. Плотность застройки везде разная, но население от этого страдать не должно. Всем нужно добираться на работу, учебу, в поликлиники, в магазины...
К примеру, автобус №12 «Дубровинского – птицефабрика». В 7.50 – час пик, в  течение дня маршрутом пользуется значительно меньше горожан, от силы пара десятков. Пустить здесь микроавтобус нельзя – не сможет перевезти всех пассажиров в час пик.
Или другой маршрут – №36 «Льговский поворот – Южное кладбище». Заполнен  только в период дачных перевозок, когда народ едет на участки. В остальное время рейсы убыточные.
Пробовали несколько вариантов. В экспериментальном режиме №36 курсировал из поселка Волокно, из Северо-западного микрорайона. Видимых результатов нет.
Пробуем что-то изменить и по другим маршрутам. До площади Дзержинского продлили маршрут №13, который раньше курсировал от учхоза до площади Добролюбова. Пассажиров немного прибавилось. В числе малонаполняемых – маршруты №№3, 4, 6, 18.
– B «Курскэлектротрансе» дефицит водителей и кондукторов. У вас как с кадрами?
– Та же проблема. Водителей не хватает. Приходят хорошие ребята, учатся, получают опыт практической работы на линии и… уезжают в Москву, либо уходят к частнику.
И даже при наличии автобусов (транспортный парк предприятия – 140 единиц) садиться «за баранку» подчас некому. Поэтому за редким исключением (маршруты №№4, 14 и 22) работу прекращают в шесть часов вечера. Как правило, автобусы выходят на линию только в первую смену. На таком сложном участке работы человек физически не может постоянно трудиться с переработкой. Безопасность пассажиров – превыше всего.
– Что еще, на ваш взгляд, можно сделать для сохранения предприятия?
– С января в городе ввели автоматизированную систему контроля оплаты проезда. Надеемся, что выплачивать разницу между экономически обоснованным тарифом и ценой билета теперь будут согласно транзакции (сколько перевезли льготников, столько получили средств). Планируем приобрести автобусы в лизинг для обновления подвижного состава.
Серьезная проблема – старые долги, которые тянут предприятие вниз. Непростая это задача – социальные перевозки.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...