Диалог, которому четверть века
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Диалог, которому четверть века


«Лаз, два, тли, четыле, пять!» – громко считает  девочка в розовой шапочке с большим помпоном.  На вид крохе не больше трех. Отец несет ее на руках по старинной улице города. «Умница, а здесь сколько окошек?» – указывает он на одноэтажное строение.  «Какой дом выше: левый или правый?».    
Такие разговоры-тренинги в порядке вещей для семей, отдавших детей на обучение в центр творческого развития «Диалог». Сегодня в гостях у «ГИ» — директор центра Галина Викторовна ХАБОТИНА и ее заместитель, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Аникеевна АНТОПОЛЬСКАЯ.
– Не только родители, но и ученые высказывают противоположные точки зрения на раннее развитие детей. Одни убеждены, что ребенка нужно интенсивно развивать с первых дней жизни или даже  с  внутриутробного периода. Другие настаивают, что ускоренное развитие интеллекта и физических способностей неизбежно влечет за собой отставание в  социализации и сфере эмоций.

Галина Хаботина:
– Лишать ребенка детства – это не к нам. Мы возвращаем то, что  украдено   информационным обществом. Гаджеты, рано попавшие в руки малыша,  обедняют общение с родителями  и сверстниками. Задача раннего развития –  восстановить коммуникации ребенка без перегрузки  информацией, не соответствующей  возрасту.
В последние десятилетия среди воспитанников становится больше детей с гиперактивностью, аутизмом, задержкой речи и психического развития. Чем раньше родители прибегают к  профессиональной коррекции проблем, тем ощутимее  результат.  Нужно готовить малышей и к детскому саду. Резкий отрыв от семьи и погружение в среду чужих людей с непонятными для ребенка правилами  – большой стресс для неокрепшей психики. В «Диалоге»  деток двух с половиной лет обучают поведению в группе, необходимым навыкам самообслуживания.
– В частных центрах детского развития наиболее востребована подготовка к школе. Почему так сложилось, ведь детсады учат воспитанников чтению, счету и письму, да и сами школы занимаются подготовкой  дошколят?
Татьяна Антопольская:
– Первокласснику важно иметь высокий предстартовый порог обучения.  Представьте картину, когда  ребенок, не умеющий читать и считать, на первом уроке открывает учебник, в котором написано: «Прочти и выполни задание». Такой пробел в знаниях трудно восполнить.  В глазах класса нечитающий ребенок сразу становится гадким утенком со всеми вытекающими последствиями.  Если малыша обучили грамоте в домашних условиях,  ему трудно привыкнуть к школьной дисциплине, к тому, что в течение урока надо 35 минут спокойно сидеть за партой и сосредоточенно воспринимать информацию.
Среди обучающихся в «Диалоге» больше половины детей посещают детский сад. Там воспитатель должен одновременно донести материал до 30 разных по интеллекту маленьких учеников, и хочешь не хочешь  приходится ориентироваться на средний уровень.  В «Диалоге»  есть группы, нацеленные  на  подготовку в гимназии, лицеи и в  обычные  школы.  Отдельное направление –  дошкольная подготовка  детей с интеллектуальным отставанием. Их родители борются за  шанс ребенка  избежать  коррекционной школы. У многих  это получается.
Центр использует разнообразные учебники для дошкольников, включая   экспериментальные. Например, пособие Нины Салминой «Учимся думать», право использовать которое выкупил Израиль. Есть собственные уникальные пособия, в которых объединены лучшие разработки российских и зарубежных коллег.
– На запрос о курских центрах развития детей интернет выдает 52  организации, разбросанные по всему городу. Как ориентироваться на этой «ягодной поляне»?
Татьяна Антопольская:
– Ягод много, да не все полезные.  Например, некоторые предприимчивые  люди центром развития именуют отдельную комнату, где под присмотром взрослых играют  дети от 1,5 до 7 лет. Там нет системы, нет учета возрастных особенностей, воспитателями часто подрабатывают студенты.  Однако в городе есть семьи, которые  ищут, где подешевле и поближе к дому, не обращая внимания, есть ли у центра лицензия и соответствуют ли его условия работы предъявляемым требованиям к таким учреждениям.
– Какие запросы у родителей к обучению детей?
Татьяна Антопольская:
– Бывает, приходит мама  и говорит: «Дайте мне чтение, счет и  рисование, а остальное не нужно». Как будто в магазин пришла. Ведь воспитывать и обучать надо в комплексе. Дошкольник может посещать 12 занятий или 6 занятий в неделю, но они  дополняют друг друга. Чтобы добиться полноценного усвоения нового знания, одну и ту же тему проходят и на развитии речи, и на музыке, и в изобразительной студии. Большую роль играет среда: дети с теми же интересами, игрушки, методические пособия, даже праздники – часть   образовательного процесса. Ребенку, особенно если он не ходит в детский сад, надо научиться выступлению перед большой аудиторией: спеть, станцевать. У нас есть специальный курс «Социализация и жизненные навыки», призванный дать представление ребенку  о жизни в большом мире: как вести себя в магазине,  больнице, что делать, например, если начался пожар.
– Центр стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект в области дополнительного образования 2016 года»,  и  теперь представляет регион на федеральном уровне.
Галина Хаботина:
– Проект называется «Диалоги с семьей в «Диалоге». Раннее развитие ребенка без участия  родителей невозможно. Многие годы мы работаем над вовлечением семьи в образовательный процесс, используем проверенные мировые методики, разрабатываем и апробируем свои. Когда родители сдают чадо в центр, как в камеру хранения, не смотрят, готовилось ли оно к занятию и меняло ли учебники в ранце,  происходит пробуксовка. В итоге – невысокие  показатели педагогической диагностики. Чтобы малыш  усвоил новый материал,  ему надо повторить его не менее 12 раз. Это – особенность дошкольного возраста. Поэтому после окончания занятий педагоги рассказывают мамам и папам, что изучали дети и как эти знания закрепить дома – в игре, в разговоре. Специально для родителей мы проводим обучающие занятия,  мастер-классы, организуем  семейный досуг для культурного развития и общения, например,  посещение  галереи Дейнеки,  поездки в заповедник имени Алехина, музей Плевицкой.
– Изучение иностранных языков, занятия с психологами и  логопедами, дошкольная подготовка, так называемое  репетиторство, когда школьника подтягивают по какому-либо предмету,  подготовка к ЕГЭ  –   все  это профиль  «Диалога».   Планируете ли что-нибудь новенькое?
Галина Хаботина:
– В мае прошлого года ввели в эксплуатацию новое здание, что дало возможность оборудовать дополнительные кабинеты и актовый зал, значительно увеличить спортивный зал. Первой ласточкой расширением профиля стало восстановление работы с подростками. Ведь в 1992 году «Диалог»  начинался не с дошкольников, а с детей среднего и старшего возраста. Тогда мы организовали общегуманитарный колледж по изучению предметов, которые не преподают в школе – психологии, журналистике и другим. Сейчас открыли многофункциональный досуговый клуб «Уникум», где подростки  на высоком уровне овладевают английским (в программу входят встречи с носителями языка и стажировка за рубежом),  изучают тенденции современной молодежной музыки, проходят курс подготовки лидеров, получают хорошие навыки общения с различными типами людей.
«Диалог» тесно сотрудничает с КГУ и Курским институтом развития образования, приглашает на работу талантливых выпускников психологов, педагогов, переводчиков. Дошкольной подготовкой руководит Ольга Юрьевна Байбакова, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования КИРО. Профессиональный уровень преподавательского состава «Диалога»  сопоставим не с детским садом или  школой, а с вузом: из 35 преподавателей – 5 кандидатов и один доктор наук.  Сирот и детей-инвалидов обучаем бесплатно, предоставляем  льготы  социально необеспеченным  семьям.
– Кто посещает центр?
Галина Хаботина:
– Около 60% обучающихся – из семей предпринимателей, приводят детей  врачи, педагоги, чиновники, а также крупные бизнесмены и политики.
– За четверть века  деятельности  прослеживал ли  «Диалог» успешность выпускников?
Галина Хаботина:
– Недавно сын Татьяны Аникеевны Антопольской закончил школу, и она пошла  в драмтеатр на бал медалистов. Звонит оттуда и говорит: «Галина Викторовна, половина ребят – наши». Не удивительно. Мы любим детей и любим то, что делаем.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...