Такие разговоры-тренинги в порядке вещей для семей, отдавших детей на обучение в центр творческого развития «Диалог». Сегодня в гостях у «ГИ» — директор центра Галина Викторовна ХАБОТИНА и ее заместитель, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Аникеевна АНТОПОЛЬСКАЯ.
– Не только родители, но и ученые высказывают противоположные точки зрения на раннее развитие детей. Одни убеждены, что ребенка нужно интенсивно развивать с первых дней жизни или даже с внутриутробного периода. Другие настаивают, что ускоренное развитие интеллекта и физических способностей неизбежно влечет за собой отставание в социализации и сфере эмоций.
Галина Хаботина:
– Лишать ребенка детства – это не к нам. Мы возвращаем то, что украдено информационным обществом. Гаджеты, рано попавшие в руки малыша, обедняют общение с родителями и сверстниками. Задача раннего развития – восстановить коммуникации ребенка без перегрузки информацией, не соответствующей возрасту.
В последние десятилетия среди воспитанников становится больше детей с гиперактивностью, аутизмом, задержкой речи и психического развития. Чем раньше родители прибегают к профессиональной коррекции проблем, тем ощутимее результат. Нужно готовить малышей и к детскому саду. Резкий отрыв от семьи и погружение в среду чужих людей с непонятными для ребенка правилами – большой стресс для неокрепшей психики. В «Диалоге» деток двух с половиной лет обучают поведению в группе, необходимым навыкам самообслуживания.
– В частных центрах детского развития наиболее востребована подготовка к школе. Почему так сложилось, ведь детсады учат воспитанников чтению, счету и письму, да и сами школы занимаются подготовкой дошколят?
Татьяна Антопольская:
– Первокласснику важно иметь высокий предстартовый порог обучения. Представьте картину, когда ребенок, не умеющий читать и считать, на первом уроке открывает учебник, в котором написано: «Прочти и выполни задание». Такой пробел в знаниях трудно восполнить. В глазах класса нечитающий ребенок сразу становится гадким утенком со всеми вытекающими последствиями. Если малыша обучили грамоте в домашних условиях, ему трудно привыкнуть к школьной дисциплине, к тому, что в течение урока надо 35 минут спокойно сидеть за партой и сосредоточенно воспринимать информацию.
Среди обучающихся в «Диалоге» больше половины детей посещают детский сад. Там воспитатель должен одновременно донести материал до 30 разных по интеллекту маленьких учеников, и хочешь не хочешь приходится ориентироваться на средний уровень. В «Диалоге» есть группы, нацеленные на подготовку в гимназии, лицеи и в обычные школы. Отдельное направление – дошкольная подготовка детей с интеллектуальным отставанием. Их родители борются за шанс ребенка избежать коррекционной школы. У многих это получается.
Центр использует разнообразные учебники для дошкольников, включая экспериментальные. Например, пособие Нины Салминой «Учимся думать», право использовать которое выкупил Израиль. Есть собственные уникальные пособия, в которых объединены лучшие разработки российских и зарубежных коллег.
– На запрос о курских центрах развития детей интернет выдает 52 организации, разбросанные по всему городу. Как ориентироваться на этой «ягодной поляне»?
Татьяна Антопольская:
– Ягод много, да не все полезные. Например, некоторые предприимчивые люди центром развития именуют отдельную комнату, где под присмотром взрослых играют дети от 1,5 до 7 лет. Там нет системы, нет учета возрастных особенностей, воспитателями часто подрабатывают студенты. Однако в городе есть семьи, которые ищут, где подешевле и поближе к дому, не обращая внимания, есть ли у центра лицензия и соответствуют ли его условия работы предъявляемым требованиям к таким учреждениям.
– Какие запросы у родителей к обучению детей?
Татьяна Антопольская:
– Бывает, приходит мама и говорит: «Дайте мне чтение, счет и рисование, а остальное не нужно». Как будто в магазин пришла. Ведь воспитывать и обучать надо в комплексе. Дошкольник может посещать 12 занятий или 6 занятий в неделю, но они дополняют друг друга. Чтобы добиться полноценного усвоения нового знания, одну и ту же тему проходят и на развитии речи, и на музыке, и в изобразительной студии. Большую роль играет среда: дети с теми же интересами, игрушки, методические пособия, даже праздники – часть образовательного процесса. Ребенку, особенно если он не ходит в детский сад, надо научиться выступлению перед большой аудиторией: спеть, станцевать. У нас есть специальный курс «Социализация и жизненные навыки», призванный дать представление ребенку о жизни в большом мире: как вести себя в магазине, больнице, что делать, например, если начался пожар.
– Центр стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект в области дополнительного образования 2016 года», и теперь представляет регион на федеральном уровне.
Галина Хаботина:
– Проект называется «Диалоги с семьей в «Диалоге». Раннее развитие ребенка без участия родителей невозможно. Многие годы мы работаем над вовлечением семьи в образовательный процесс, используем проверенные мировые методики, разрабатываем и апробируем свои. Когда родители сдают чадо в центр, как в камеру хранения, не смотрят, готовилось ли оно к занятию и меняло ли учебники в ранце, происходит пробуксовка. В итоге – невысокие показатели педагогической диагностики. Чтобы малыш усвоил новый материал, ему надо повторить его не менее 12 раз. Это – особенность дошкольного возраста. Поэтому после окончания занятий педагоги рассказывают мамам и папам, что изучали дети и как эти знания закрепить дома – в игре, в разговоре. Специально для родителей мы проводим обучающие занятия, мастер-классы, организуем семейный досуг для культурного развития и общения, например, посещение галереи Дейнеки, поездки в заповедник имени Алехина, музей Плевицкой.
– Изучение иностранных языков, занятия с психологами и логопедами, дошкольная подготовка, так называемое репетиторство, когда школьника подтягивают по какому-либо предмету, подготовка к ЕГЭ – все это профиль «Диалога». Планируете ли что-нибудь новенькое?
Галина Хаботина:
– В мае прошлого года ввели в эксплуатацию новое здание, что дало возможность оборудовать дополнительные кабинеты и актовый зал, значительно увеличить спортивный зал. Первой ласточкой расширением профиля стало восстановление работы с подростками. Ведь в 1992 году «Диалог» начинался не с дошкольников, а с детей среднего и старшего возраста. Тогда мы организовали общегуманитарный колледж по изучению предметов, которые не преподают в школе – психологии, журналистике и другим. Сейчас открыли многофункциональный досуговый клуб «Уникум», где подростки на высоком уровне овладевают английским (в программу входят встречи с носителями языка и стажировка за рубежом), изучают тенденции современной молодежной музыки, проходят курс подготовки лидеров, получают хорошие навыки общения с различными типами людей.
«Диалог» тесно сотрудничает с КГУ и Курским институтом развития образования, приглашает на работу талантливых выпускников психологов, педагогов, переводчиков. Дошкольной подготовкой руководит Ольга Юрьевна Байбакова, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования КИРО. Профессиональный уровень преподавательского состава «Диалога» сопоставим не с детским садом или школой, а с вузом: из 35 преподавателей – 5 кандидатов и один доктор наук. Сирот и детей-инвалидов обучаем бесплатно, предоставляем льготы социально необеспеченным семьям.
– Кто посещает центр?
Галина Хаботина:
– Около 60% обучающихся – из семей предпринимателей, приводят детей врачи, педагоги, чиновники, а также крупные бизнесмены и политики.
– За четверть века деятельности прослеживал ли «Диалог» успешность выпускников?
Галина Хаботина:
– Недавно сын Татьяны Аникеевны Антопольской закончил школу, и она пошла в драмтеатр на бал медалистов. Звонит оттуда и говорит: «Галина Викторовна, половина ребят – наши». Не удивительно. Мы любим детей и любим то, что делаем.
- Комментарии
Загрузка комментариев...