Надо сказать, что памятники «Слову» давно уже существуют во многих городах России и Украины. Среди них бравурно монументальные, такие, как в Луганске, где скульптор не считается с исторической правдой – русские полки погибли в Степи из-за неуемного тщеславия их князей. Как сказано в тексте «Слова»: «…просыпали русское золото»... Есть памятники авторам этой поэмы: безымянному (с гуслями и в доспехе со щитом) или мифическому Баяну (в Трубчевске, Новгороде Северском, Ялте…). Не забыли князя Буйтура, княжну Ярославну (в Путивле), есть памятник «воинам Игоревой рати» – в Белой Калитве… Но эти работы посвящены не столько самому «Слову», сколько его героям. Впрочем, немало памятников, отображающих открытую книгу с древнерусским текстом…
Так что, если в Курске дойдет-таки до установки памятника «Слову», найти оригинальный творческий подход будет непросто. Мы с вами опоздали на несколько десятилетий, хотя могли бы по праву быть среди первых. Вспомните, как в «Слове» князь Буйтур-Всеволод отозвался о доблестных курских воинах. О ком еще сказано такое в древнерусской литературе?
Как сделать так, чтобы в курском памятнике не было и намека на смысловой или визуальный повтор – чтобы никто не хмыкнул с иронией: «Такое я уже видел…» …Есть прекрасный выход: нигде в России или на Украине нет памятника, где акцент делался бы на курских кметях, воинах, ушедших за своим князем и не вернувшихся из похода. Понятное дело – такого не будет нигде.
Так ли уж обязательно исполнять памятник в бронзе или мраморе, добиваясь соответствия в деталях: кольчуги, шлемы, мечи, копья… Тем более что кмети это не кадровые дружинники, а скорее удалая вольница, которая может поддержать князя в походе – если тот люб горожанам, а может и отказаться – такое в курской истории тоже было. Не лучше ли поставить памятную часовню, одинаково обозреваемую со всех сторон, где обойтись скромной надписью на бронзовой плите: «Курским воинам, воспетым в «Слове о полку Игореве». Они честно сложили головы в 1185 году». Часовня – в том числе исходя из уважения к традициям XII века, когда на Руси не было принято изображать человека, если речь не шла об иконах, церковных росписях или книжных миниатюрах. А уж мрамор или бронзу для этих целей стали использовать гораздо позже.
Предлагаю поставить часовню-памятник на просторной поляне между зданиями епархии и библиотеки имени Асеева. Согласитесь, соседство очень достойное. Подножие этой памятной часовни можно несколько поднять, хотя бы до уровня улицы Ленина – получится подобие степного кургана…
Стоит вспомнить, что все русские князья из этого похода вернулись – кто-то через плен. Сын князя Игоря даже с молодой женой – дочерью хана Кончака. А вот у простых воинов судьба была иной.
Есть гипотеза, что автором «Слова» мог быть курянин, и как раз этим можно объяснить столь лестные слова о курских кметях, вложенные в уста Буйтура-Всеволода. Поди разберись теперь... Но гипотезу эту можно использовать. Не сидящий гусляр с окладистой бородой (слишком много аналогов), а молодой воин, устало опершийся на копье, – на плече его гусли. У основания памятника надпись: «Неизвестному курянину, автору «Слова о полку Игореве»... Представляете, какой шум поднимется в среде знатоков «Слова» – как в поддержку, так и против. Во всяком случае, такой вариант не будет банальным повтором...
- Комментарии
Загрузка комментариев...