Но сначала коротко напомню суть. На двух старых послевоенных фотографиях (из коллекции Олега Радина) запечатлен катер в водах Сейма. По стремительности обводов корпуса напрашивался вывод – кораблик, безусловно, имеет отношение к военному флоту…
Зная, что с флотом связана лучшая часть моей жизни и морская тема меня живо интересует, журналист Виктор Крюков (автор «Сеймских берегов») предложил мне заняться расследованием судьбы судна. Удалось выяснить следующее: это действительно речной сторожевик, выпущенный Рыбинским судостроительным заводом «Вымпел» в 1942 году. После войны, в 1949-м, катер был передан Курскому отделению Добровольного общества содействия флоту – предшественнику ДОСААФ, где и находился в «Морском клубе» в качестве учебного судна до 70-х годов прошлого века. Затем его списали и не сдали в металлолом лишь потому, что его выкупил (и восстановил) энтузиаст морского дела Александр Иванович Машкин.
А как в свое время складывалась боевая судьба катера? Я обратился в архив ВМФ РФ и на удивление быстро получил ответ, фрагменты которого привожу ниже. Кораблик этот на самом деле принимал активное участие в боевых действиях.
Тогда почему бы не сделать его частью мемориала на проспекте Победы – в память о многочисленных моряках-курянах, героически сражавшихся в той войне?
Поисковики в других местах нашей страны обломки боевой техники поднимают со дна водоемов, извлекают из болот, собирают по крупицам, восстанавливают, отыскивая старые чертежи и фотографии... А здесь – вот он, целехонький, по сути – подарок судьбы.
Александр БЕЛОУСОВ.
А что, если...
Хочу заметить, что катер благодаря стараниям его владельца на плаву и на ходу. Он может украсить акваторию не только Сейма, но и Тускари, тем более что городскую реку собираются сделать полноводнее. Как раз тот случай, когда памятник не сильно нуждается в постаменте, оставаясь при этом памятником… Впрочем, этот вариант может снова довести до угрозы превратить кораблик в металлолом. Стало быть, на проспекте Победы рядом с другими раритетами – все-таки надежнее.
Кстати, таких катеров (избежавших металлолома) в России сохранилось только два: один в Курске, другой в Рыбинске на постаменте перед судостроительным заводом.
Виктор КРЮКОВ.
Из ответа на письмо в архив ВМФ РФ:
«Катер типа «А», заводской № 1022, после постройки на заводе НКСП №341 в 1942 году был определен в Волжскую военную флотилию как сторожевой катер, и ему присвоен номер СКА-17, а затем СК-17. На ноябрь 1942 года он числился в 3-й бригаде речных кораблей Волжской военной флотилии.
В мае 1944 года сторожевой катер СК-17 вошел в состав Днепровской военной флотилии. В составе флотилии находился до июля 1949 года. В соответствии с циркуляром начальника Главного штаба Военно-Морских Сил от 18.07.1949 г. № 00100 он передан Добровольному обществу содействия флоту.
С 13 июля 1944-го по 9 мая 1945-го входил в состав действующей армии, участвовал в обеспечении воинских и народно-хозяйственных перевозок на Волге, Белорусской и Берлинской наступательных операциях.
На 9 мая 1945 года СК-17 числился в составе 3-го Пинского дивизиона катеров-тральщиков 2-го отдельного гвардейского Бобруйского Краснознаменного дивизиона бронекатеров 1-й Бобруйско-Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Краснознаменной ордена Ушакова Днепровской флотилии.
В приказе командира 1-й бригады речных кораблей по состоянию на 1 января 1945 года в составе экипажа катера значатся:
- старшина отделения мотористов (он же командир катера), главный старшина ТЯПКО Федор Николаевич;
- моторист старший, краснофлотец ДУДИН Василий Федорович;
- старшина отделения пулеметчиков, старшина 2 статьи ЕГОРОВ Георгий Павлович;
- пулеметчик старший, краснофлотец СЫРТЛАНОВ Ханиф Шайдулович;
- пулеметчик, краснофлотец ШЕЙН Георгий Александрович».
- Комментарии
Загрузка комментариев...