Как перестроиться на учебный режим?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как перестроиться на учебный режим?


Родителям нужно помнить, что у ребят перед возвращением в учебную среду много переживаний и опасений. Они могут вызвать дополнительный стресс и усложнить адаптацию в начале учебного года. А для кого-то новый учебный год связан с переходом в новую школу, профильный класс, увеличением   ответственности и нагрузки из-за грядущих экзаменов, выбора вуза и колледжа.    
Вопросы, которые волнуют детей и подростков
– Как перестать нервничать из-за перехода в новую школу и новый класс?
– Что нужно делать, чтобы произвести хорошее первое впечатление?
– Как перестроиться на   учебный ритм?
– Что делать с волнением по поводу новых учителей и школьных требований?
– Как найти свое место под солнцем в новом коллективе?
– Как перестать нервничать из-за оценок и найти силы, чтобы хорошо учиться?
– Как собраться и организовать себя?
Разговорите ребенка, выясните, как на самом деле обстоят дела и что он думает о школе. Помогут в этом следующие вопросы:
– Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе? Что не понравилось?
– Что заставило тебя сегодня улыбнуться?
– Если бы ты мог выбирать, с кем сидеть, кто бы это был? А с кем тебе сидеть категорически не хочется? Почему?
– Назови новое слово, которое ты сегодня узнал.
– Если позвоню учительнице и спрошу о тебе, что она мне расскажет?
– Как ты сегодня помогал(а) одноклассникам?
– А тебе сегодня кто-то помогал?
– Расскажи, о чем ты сегодня узнал(а).
– Чувствовал(а) ли ты себя сегодня счастливым(ой)? Когда или в какие моменты?
– Было ли в школе сегодня что-то скучное?
– Если бы вдруг в класс прилетел космический корабль с инопланетянами и забрал бы кого-то из учеников, кого бы ты им отдал(а)?
– А кого не отдал бы ни за что?
– С кем из ребят еще не общался(лась), хотел(а) бы поболтать на перемене?
– Расскажи, что хорошего было сегодня в школе.
– Как думаешь, что в школе лишнее? Что надо изменить?
– Есть ли в классе мальчики или девочки, с кем ты бы хотел(а) проводить время после школы?
– Кто самый смешной в твоем классе? Как он умеет всех рассмешить?
– Какое блюдо в школьной столовой самое вкусное и наоборот?
– Если бы завтра тебе нужно было стать учителем, что бы ты сделал(а)?
– Как тебе кажется, стоит ли кому-то из учеников в классе оттуда уйти? Почему?
– Кого из однокласников и друзей ты пригласил бы собой в поход или на день рождения?
Вы можете выбрать несколько вопросов и  в естественной форме и непринужденной обстановке обсудить их, так чтобы ребенок не почувствовал себя как на допросе или не заподозрил скрытый психологический контекст ваших намерений.
Как бы ни проходил период адаптации, важно как можно чаще говорить ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый и именно это позволяет детям преодолевать трудности и чувствовать себя счастливыми!

Специалисты рекомендуют
♦ Помогите ребенку настроиться на первые школьные дни. Вы можете пригласить его друзей в гости, чтобы ребенок почувствовал вашу поддержку и готовность не лишать его ценного общения с друзьями по школе и что для вас его школьная жизнь – это не только оценки и знания, но и его отношения с другими.
♦ Транслируйте сами позитивный настрой и выбирайте подбадривающие слова, в которых ребенок почувствует поддержку и вдохновение на познание новой информации, получение новых впечатлений и понял, что начинается   важный очередной этап в его жизни.
♦ Продумайте интересную программу совместных семейных занятий и дел на сентябрь, которая поможет более плавно войти в учебный ритм и станет хорошей формой разгрузки после интенсивных занятий в школе.
♦ Не говорите детям: «Вот каникулы закончатся, тогда узнаешь…».  Не нужно делать эмоциональный акцент, что время, когда хорошо, заканчивается и начинаются трудности и проблемы, связанные со школой. Таким образом, вы сами неосознанно программируете детей на стресс и восприятие начала учебного года как проблемы. Лучше говорить, что будет просто по-другому и что ты скоро увидишь любимых друзей и будет много нового и интересного.
♦ С первого учебного дня не надо требовать от ребенка особенно высоких достижений, упрекать его в том, что он разленился за время каникул. Дайте ему время постепенно войти в учебный ритм и адаптироваться без дополнительного давления и оценок с вашей стороны.
♦ Определенно стоит уменьшить нагрузку, отложив по обоюдному согласию дополнительные занятия (в кружках, секциях, c репетиторами) до октября-ноября.
♦ Не спешите возвращать более строгий режим жизни, тем более что объективно нагрузки в школе еще невелики. Разрешайте ребенку чуть дольше играть, смотреть телевизор или слушать музыку.
♦ Обязательно следите за режимом. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.
♦ Также не забывайте о прогулках. Оптимальное время на свежем воздухе для младших школьников – 3,5 часа, для подростков – не менее 1– 1,5 часов, особенно для них важно поступление в кровь кислорода, из-за его недостатка повышается утомляемость.
♦ В начале осени полезно провести курс витаминной терапии для укрепления иммунитета (разумеется, подобранный специалистом). Он позволит свести к минимуму риск реальных проблем со здоровьем.
Помните, что ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка, как дома, так и в школе.
Ваш совет и возможность обсудить первые дни в школе помогут избежать возможных конфликтов и проблем в дальнейшем. А звонок в службу детского телефона доверия 8-800-2000-122 поможет ребенку быстрее и проще решить ситуацию в случае, если ему нужен дополнительный взгляд со стороны и он боится делиться этим с вами.
Алла Волохова,
руководитель детского телефона доверия.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...