Дмитрий Поляков: Высокий пост – высокая ответственность
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Накануне Дня медицинского работника о текущей деятельности и планах на перспективу «ГИ» рассказал Дмитрий ПОЛЯКОВ, два месяца назад назначенный на должность главного врача Курской областной клинической больницы.    
– Дмитрий Николаевич, вы – человек с разносторонним опытом в сфере здравоохранения: хирург, онколог, врач-эксперт,  в разное время возглавляли медсанчасть НИИ Минобороны РФ и частный реабилитационный центр. Каковы, на ваш свежий взгляд, основные плюсы и минусы Курской областной клинической больницы?
– Главное достоинство флагмана здравоохранения региона, чем является областная больница,  –  высокопрофессиональный коллектив,  способный справляться с вызовами сегодняшнего дня, а именно обеспечивать четкое соблюдение стандартов, внедрять новые высокотехнологичные методы диагностики и лечения заболеваний, совершенствовать традиционные подходы к восстановлению здоровья пациентов.
Самый большой минус больницы – изношенность основных фондов. Недавно проведенный внутренний аудит показал, что в ближайшие два-три года нам предстоит заменить медицинское оборудование, включая дорогостоящее, у которого срок эксплуатации истек или близок к истечению, на общую сумму 2 млрд рублей.
– Два миллиарда – это серьезные вложения. Но ведь помимо обновления имеющегося оснащения, областной больнице недостает очень много высокотехнологичного медицинского оборудования, которым сегодня располагают  подобные учреждения здравоохранения других регионов и даже частные медицинские центры в Курске. Необходимость модернизации аудит обсчитывал?
–  Финансирование  технического перевооружения осуществляется постоянно. Так, в этом году в рамках субсидии нам выделено 79 млн рублей, по федеральной программе борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 64,5 млн, на развитие цифровых технологий – 510 тысяч рублей. Сразу после назначения  я  попросил заведующих отделениями определить возможные точки роста на среднесрочную перспективу. Ведь в  ряде случаев мы отправляем пациентов на лечение в федеральные клиники, хотя, имея   новое оборудование, могли бы оказывать помощь на месте.
В результате определили первоочередную задачу – модернизация урологического отделения. Проект уже запущен.  Сейчас в отделении идет ремонт. Осенью будет закуплено новое  оборудование, которое позволит перейти от общепринятых методик оперативного вмешательства к малоинвазивным. Это существенно увеличит пропускную способность отделения. Пациент, которому провели хирургическое лечение через небольшие разрезы в теле, выписывается через три дня, а не через две недели, как после открытой операции.
– Учитывая, что в сосудистом центре областной больницы  успешно извлекают тромбы из артерий и вен головного мозга, достать камень из почки  при сегодняшнем развитии медицины  –рутина. В частных клиниках Курска такую помощь оказывают?
–  Оказывают,  но оперируют специалисты, приглашенные из других регионов. Что касается сосудистого центра, то через две недели мы запустим третий ангиограф, это позволит увеличить количество стентирований до двух тысяч в год и полностью закрыть потребность региона в данном виде услуг. Кроме того, в сосудистом центре будет  расширено  отделение неотложной кардиологии до 60 коек и создана кардиореанимация на 12 коек. На базе консультативной поликлиники появится кардиологическое отделение для диспансерного наблюдения за послеоперационными пациентами с инфарктами миокарда.
– А профилактика? Зачем доводить пациента до неотложки и реанимации, если уже сейчас медицинские технологии позволяют выявлять патологию на ранней стадии?
– Пациенты с ишемической болезнью сердца и сердечной недостаточностью узнают диагноз по результатам ЭКГ, принимают его к сведению и не делают дальнейших исследований – коронарографию, УЗИ сердца.
– В начале этого года все СМИ поднимали проблему отсутствия томографов в городских больницах...
– В областной больнице имеются два томографа, один из которых неисправен. Торги по определению подрядчика проведены, и скоро второй аппарат отремонтируют.
– Как  сделать бесплатную томографию в областной больнице?
– Городская  или районная поликлиника дает пациенту направление на консультацию к областному специалисту, а тот назначает томографию, если это исследование показано. В связи с высокой загруженностью томограф не используется для оказания платных услуг.
– Какие новшества вы привнесли в   учреждение?
– Два месяца назад,  сразу после моего прихода, мы открыли дистанционный консультационный центр. Это  подразделение создано для  консультирования врачей центральных районных больниц по тактике лечения больных, находящихся в критическом и тяжелом состоянии.  К сожалению, пока центр не дал ожидаемого эффекта.  Действительно, иногда районные больницы не имеют должного оснащения, но в большинстве случаев врачу легче вызвать санавиацию и отправить пациента в областную больницу, чем заниматься им самостоятельно. А у нас 31 койка реанимационного отделения,  загруженного на 200%.
В консультативной поликлинике ситуация примерно та же: мы стараемся принять всех пациентов из районов в день обращения, поэтому врачи работают с нагрузкой 110-150%. Сейчас рассматриваем вариант перевода наиболее востребованных специалистов поликлиники на двухсменную работу.
– Всем учреждениям здравоохранения доводятся объемы оказания медицинской помощи в рамках госгарантий. Есть проблемы с оплатой лечения тяжелых больных, принятых, так сказать, «сверх плана»?
– Определенный дефицит финансирования есть, но проблема больше связана не с недостатком денег, а с их распределением между медицинскими учреждениями. Кто больше принимает пациентов, тому и  больше дают.
– Где медикам работается более комфортно – в частных или государственных клиниках?
– Это целиком зависит от руководителя, насколько он открыт для общения и готов решать возникающие вопросы.  Сотрудникам важно, чтобы  они были обеспечены всем необходимым для работы,  имели достойную заработную плату и юридическую защиту, поскольку количество  исков пациентов  к организациям здравоохранения постоянно растет. Общество настроено крайне агрессивно к медицине, а это повышает риски врачебной  работы, ведет к быстрому  профессиональному выгоранию и оттоку кадров.
– Вы не связываете судебные разбирательства с коммерциализацией отрасли, когда врач в первую очередь думает о прибыли, а не о здоровье пациента?
– Я бы не был столь категоричен. Разница в подходе к пациенту в государственных и частных медицинских учреждениях, бесспорно, есть. Несмотря на официально принятую терминологию государственные больницы оказывают не услугу, а именно медицинскую помощь: проводят обследование пациента, ставят диагноз, назначают лечение, включая оперативное, доводят пациента до выздоровления и только тогда выписывают. Работа частных медицинских центров – это, действительно, предоставление услуг. Клиент заплатил за консультацию, анализ крови или МРТ – получил результат и ушел. Его состояние здоровья частную клинику не волнует. Более того, там через три дня после операции спокойно отправят пациента с осложнениями  домой, если у него нет денег для оплаты дальнейшего лечения. Потом таких  больных скорая помощь привозит к нам.   При этом  фонд медицинского страхования оплачивает частной клинике за высокотехнологичное хирургическое вмешательство 120-150 тыс. рублей, а нам за лечение осложнений – 10-20 тысяч.
– Стационар областной больницы в полной мере обеспечен лекарственными препаратами? Больным не нужно покупать их за собственный счет?
– За время моей работы пару раз я пресекал такие случаи. Но они были связаны не с недостатком лекарственного обеспечения, а с тем,  что медики не успевали вовремя сделать заявку в аптеку.
– Администрация   области в последнее время уделяет большое внимание состоянию помещений медицинских учреждений...
– Проблема текущего ремонта существует. Бюджетное финансирование на эти цели   не покрывает потребности. Привлекаем доходы, полученные от платных медицинских услуг и аренды, которые в год составляют порядка 50 млн рублей. Чтобы дополнительно изыскивать средства, возрождаем попечительский совет, в который войдет весь крупный и средний бизнес региона. Меня больше интересуют даже не деньги, которые потом надо будет проводить через массу конкурсных процедур, а конкретная помощь –  подарите нам  оборудование, отремонтируйте помещение.  Были в фойе нашей больнице? Там же дышать невозможно. Сейчас прорабатывается вопрос о спонсорской помощи в приобретении и установке систем кондиционирования.
– Что еще нового планируете сделать?
– Для развития медицинского туризма разработали логотип Курской областной клинической больницы. Заказали более информативный сайт, на котором будет действовать  прямая линия с главным врачом.  Посредством этого сервиса  любой пациент и сотрудник смогут обратиться с жалобой, просьбой, предложением непосредственно ко мне. Обратная связь очень важна  для принятия руководителем своевременных и правильных решений.
Еще на базе поликлиники создаем ситуационную площадку, где врачи из районов  будут общаться с главными внештатными специалистами области.  До этого диалог осуществлялся в основном на уровне руководителей медучреждений.
– Какой полезный опыт вы вынесли с предыдущего места работы – реабилитационного центра «АКВИЛА»?
– Я понял, что в медицине нет ничего, что  невозможного сделать  на региональном уровне. Получив новые навыки, создаю на базе сосудистого центра отделение реабилитации. Оборудование уже поступило. Скоро пациенты, перенесшие инсульт, вместо выписки будут переводиться на реабилитационную койку.
– Здания областной больницы хватит для воплощения   ваших замыслов?
– Новое строительство – это вполне решаемый вопрос.  Главное для менеджера в здравоохранении – сфокусировать внимание на нуждах пациента, неуклонно добиваться повышения качества и доступности медицинской помощи населению, и тогда найдется поддержка и придут успехи.
Беседовала Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...