Город и его автомобили
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Город и его автомобили


Пятая и шестая страницы фотоальбома, который готовится к печати (начало в №131 от 31 октября и №137 от 16 ноября)    
Впервые в Курске автомобиль появился в 1902 году, во время проведения военных маневров, на которых присутствовал император Николай II. Всего  в этих маневрах участвовали восемь автомобилей (грузовые и легковые поровну). Скорость их достигала тогда 35 верст в час.
Первый частный автомобиль отметился на улицах города в 1904 году. Принадлежал он А.Н. Говорухе-Отроку. Горожане были весьма удивлены, увидев машину, подъезжавшую к клубному саду. Об этом сообщала газета «Курский городской вестник» 5 июня 1904 года. Андрей Николаевич Говоруха-Отрок был из дворян Курской губернии, делопроизводитель губернской земской управы, страховой инспектор 1-го округа.
Вызывает интерес объявление в газете: «В воскресенье из Москвы отправляется автомобиль в город Курск. Есть свободные три места, оплата по уговору».  То есть вместе с первыми легковыми автомобилями сразу же появился первый таксист. В то время шла железнодорожная забастовка, и приглашение было кстати.
10 сентября 1911 года куряне увидели в городе около 60 грузовых и легковых машин различных моделей. Тогда проходил пробег Петербург-Севастополь-Петербург. Ремонт и осмотр машин проводились на ипподроме. Там же была стоянка.
С 18 сентября 1911 года по Курску начали курсировать несколько автомобилей, за проезд в которых брали 50 копеек за версту. Желающих прокатиться оказалось много. Позднее  организовали прокат автомобилей. Такса была такой: днем за один час езды – 8 рублей, ночью – 10.
3 мая 1913 года в Курск из Харькова прибыли участники 1-го Всероссийского съезда автомобилистов: 20 автомобилей и 70 участников. Старт устроили рядом с Московскими воротам, откуда машины ринулись на Москву.
В 1912 году автомобиль приобрел наш знаменитый земляк Анатолий Уфимцев. В машине помещались всего лишь два человека. К слову, в том же году на  Второй Международной воздухоплавательной выставке в Москве жюри  под председательством профессора Николая Жуковского отметило биротативный двигатель Уфимцева большой серебряной медалью. Так что покупка им автомобиля явно неслучайна: положение удачливого изобретателя обязывало.
А уже годом позже состоятельные люди Черноземья имели возможность купить автомобиль непосредственно в Курске, в магазине М.А.Скрижеева. У многих зажиточных курян тогда появились разнообразные марки машин, что вызвало нарекание неимущих. «Курская быль» даже напечатала критическую заметку об автомобильном движении, сетуя, что авто едут вечером с незажженными фарами.
В 1914 году все частные автомобили были мобилизованы для нужд армии вместе с водителями. Когда Курский комитет союза городов приобрел несколько многоместных автомобилей для перевозки раненых, то невозможно было найти шоферов.
Перед Октябрьской революцией в Курске оказался в полном составе прибывший с фронта британский броневой автомобильный дивизион, имевший на вооружении бронемашины и автомобили разных марок, а также ремонтные мастерские. Англичане приспособили под жилье заброшенные в то время казармы у Херсонских шпилей. В 1918 году британский автобатальон по договоренности Англии с Советским правительством выехал через Архангельск на родину. Автомобили, бронемашины и оборудование мастерских были оставлены в Курске. Мастерская впоследствии стала одним из лучших предприятий города.
В воскресенье 23 августа 1925 года через Курск (транзитом) проходил большой международный автопробег легковых и грузовых машин. Об этом сохранилось описание очевидца, Геннадия Каминского, позднее изложенное краеведом и писателем Владимиром Степановым.
Уже с утра нарядные толпы горожан стали запруживать центральные улицы Ленина и Троцкого. К десяти часам движение транспорта от Московских до Херсонских шпилей было прекращено. Около Херсонских ворот парадно выстроились ряды красноармейцев и пожарных в блестящих касках, там же расположился военный оркестр…
Конечно же, это громкое  событие в значительной степени укрепило интерес курян к автомобилям…
В 1940 году в Курске появились первые легковые такси «М-1» производства Горьковского автомобильного завода.

До Великой Отечественной войны новые автомобили не продавались. Изредка ими награждались за какой-либо подвиг либо за «успех в социалистическом соревновании».  Кроме того, можно было выиграть автомобиль в государственную лотерею, во всяком случае  в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам ЗиС-101…
Еще могли купить перед войной списанные «эмки» (М-1) некоторые высокопоставленные военные. Так или иначе, число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось всего лишь сотнями, а с началом войны почти все их автомобили, как и мотоциклы, были безвозвратно изъяты.
После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х – 50-х годов началось массовое производство «Москвичей-400», «Побед» и ЗиМов.
Большинство «Москвичей» продавалось населению, «Победы» и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Однако до 1953 года все три перечисленные модели можно было свободно купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949 года (в результате денежной реформы 1961 года рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 1991 году).
Потом на «Москвичи» и «Победы» образовалась очередь, а ЗиМы продолжили продаваться всем желающим гражданам, но их никто не покупал – больно дорого. Зарплата квалифицированного рабочего или инженера была тогда в пределах 500-1000 рублей в месяц. Часть «Москвичей» и «Побед» в начале 50-х продавалась в варианте «кабриолет», причем стоили такие машины дешевле обычных с закрытым кузовом.
В конце 50-х – начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место «Победы» заняла «Волга», и появился «Запорожец-965», первоначально оцененный в 16000 рублей. Само собой, грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых частникам не продавались. Это же касалось и микроавтомобилей –  мотоколясок C3А производства Серпуховского завода:  их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на пять или семь лет. Некоторые категории инвалидов бесплатно получали «Запорожцы» с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже «Москвичи».
Начиная с 1970 года продажи автомобилей стали возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать автолюбителями. Однако очереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через десять…

Первое упоминание о курском автобусе относится к 7 июля 1912 года. Газета «Курская быль» сообщала: «Вчера из Харькова прибыл в Курск 45-сильный автобус Я.И. Драпико. Для пассажиров 1-го и 2-го классов имеется 27 мест; верх его предназначен для помещения багажа. Автобус с 9 июля начнет курсировать между Фатежом и Курском по 2 раза в день». Скорость машины составляла 25 верст в час, дорога до Фатежа занимала час-полтора вместо прежних шести на дилижансе.
В 1934 году при трамвайном тресте был организован первый официальный автобусный маршрут «Красная площадь – железнодорожный вокзал» с остановками «Госбанк», «Улица Садовая», «Скорняковский проезд», «Мост», «Улица Интернациональная», «Вокзал». Изначально на линии работали водители автоколонны №9. В дальнейшем ей присвоили номер 1307, а потом преобразовали в ПАТП. К 1980 году в городе работали 24 маршрута, которые ежедневно перевозили около 250 тысяч человек. К 1996 году количество маршрутов возросло до 38.
Подготовил  Виктор КРЮКОВ.
Использована информация  из различных источников.
Фото из архива автора.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...