А мои куряне – люди быстрые
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
А мои куряне – люди быстрые


В нашей области культивировались многие виды спорта, начиная от русской лапты и городков и завершая армрестлингом. Не все пришлись по сердцу курянам. К одним было особое внимание, даже обожание, другие заинтересовали лишь узких специалистов.    
«Фирменными» видами спорта были у нас хоккей с мячом, называемый еще русским хоккеем, велоспорт, популярный в послевоенные годы, дзюдо – в середине прошлого века и нынешнее фехтование. И еще легкая атлетика, которая была всегда.
Но есть среди них особенный вид – гонки на маленьких машинах – картах. Картинг знаменит еще тем, что начался в России именно с Курска. И принес городу и области россыпи медалей. У нас появился и первый в России картодром.
«ГИ» открывают цикл статей, где будут рассказывать о зарождении картинга,  замечательных тренерах и педагогах, чемпионах и призерах.
Вспоминаю три картинки из прошлого. Чемпионат РСФСР по мотогонкам в Курске. Трасса в районе трепельного комбината. На эти соревнования приезжали семьями как на большой праздник. На склонах холмов располагались основательно, расстилали покрывала на траве, доставали скатерти и еду. Когда шла гонка – болели, а в перерыве подкреплялись. Приезжали надолго – с девяти утра и до трех дня. В соревнованиях участвовали и наши мотоциклисты. Особо болели за Виктора Шушманова.
Чемпионат России по картингу на стадионе «Динамо», но на ледяной дорожке. На трибунах негде даже теннисному мячу упасть. Все проходы забиты. Мальчишки находили места даже на деревьях. В гонках участвовало много курян, боролись за самые высокие места.
Матч чемпионата СССР по русскому хоккею на стадионе «Трудовые резервы». Играли наш «Труд» и московское «Динамо». И даже этот стадион мал для города. Когда играли наши хоккеисты, на трибунах стояли вполоборота к полю, чтобы вместилось больше болельщиков. Мороз под двадцать, но на него внимания не обращали. Вот наш Генка Забелин взял мяч у своих ворот и как молния прошел все ледяное поле, обыгрывая по пути москвичей, среди которых немало чемпионов мира. Иногда он выскакивал даже за бортики, но мяч виртуозно держал клюшкой.
На хоккей приходило до 15 тысяч курян, хотя стадион рассчитан на 11. В эти часы все балконы домов по улице Радищева, откуда видно поле, были забиты людьми: родственники или знакомые из других уголков города приходили смотреть матч.
Объединяет эти три картинки любовь курян к соревнованиям. Но к каким? Конечно, скоростным. Не только гонки, но и хоккей. А еще в далеком ХIХ веке Курский ипподром полностью заполнялся зрителями. Кроме скачек там проходили гонки на велосипедах.

«Отцы» и «дети» на мотоциклах
В послевоенные годы в почете у курян были два скоростных вида – гонки на велосипедах и мотоциклах. Машин в те годы было мало. Да и велосипедов негусто, устраивали гонки на шоссейных – каждый со своим выходил на старт.
По весне, когда асфальт освобождался  от снега и льда, по улицам проносились стайки велосипедистов – ехали на тренировки на Фатежское либо Тимское шоссе.
Когда много тренирующихся, больше шансов, что кто-то добьется серьезных успехов. В велоспорте такой прорыв сделал обоянский слесарь МТС Евгений Клевцов, капитан сборной СССР на двух Олимпийских играх. Он первый и завоевал олимпийскую награду. Еще один гонщик Михаил Марков стал десятикратным чемпионом СССР. Лишь потом Валерий Чаплыгин выиграл Олимпийские игры в Монреале.
Михаил Марков сначала был просто гонщиком-шоссейником. А потом поменял амплуа, выбрав гонку за лидером – мотоциклистом. Этот вид объединял велосипед и мотоцикл.  Марков вместе с Михаилом Зайцевым десять лет были непобедимы.
Мотоциклистов в Курске было не меньше, чем велоспортсменов. Виктор Шушманов, Виль Раков, Илья Ближенский, Игорь Антонов, Геннадий Гришин, Игорь Королев, Василий Гридасов, Александр Ярещенко – кумиры ребятишек послевоенной поры.
Первым был, конечно, Виктор Шушманов. Парнишка работал в автомастерских. Роста был небольшого – ящик под ноги ставили, чтоб удобней на станке работать. Но зато стал виртуозом токарного станка. Чудеса творил не только на заводе, но и на трассе. Машину знал очень хорошо, считай, всю перебрал по винтику.
В те годы клуба мотогонщиков не было. Машины ставили в своих гаражах, как лошадок в хлев. Сан Саныч Ярещенко звал всех, кто был моложе, «сынками». Сам он, как и другие «отцы»: Василий Гридасов, Виктор Домбровский, Валентин Довгальский – участник Великой Отечественной войны.

Подвиг «Шушмана»
В 1952 году Виктор Шушманов стал в Подмосковье чемпионом РСФСР, через год в Ленинграде повторил успех. Еще через год стал чемпионом республики в гонках на льду. Очень хотел перевести Шушманова в Уфу тогдашний чемпион мира и страны легендарный Габдурахман Кадыров. Но Виктор из Курска не уехал.
В 1958 году наша область пополнилась сразу девятью мастерами спорта. Шушманов – первый из мотогонщиков. Остальные восемь – велосипедисты. В Нальчике мужская и женская сборные области по велосипеду выиграли звания чемпионов РСФСР в гонках на 100 километров. Это был звездопад.
В 1960-м чемпионат РСФСР проходил в Курске. Собралось более 200  гонщиков со всей республики: от Хабаровска до Калининграда. Зрителей не сосчитать – трибунами стали окрестности нашего города. По словам гонщиков, более 20 тысяч точно было. Виктор Шушманов в каждом заезде приводил зрителей в восторг. Он стал чемпионом на глазах земляков. Это было незабываемо!
Через четыре года Шушманов дорос до чемпиона СССР. И в ДОСААФ ему подарили мотоцикл.
Сотни курских ребятишек хотели повторить подвиг «Шушмана». Пополнение тоже было талантливым – Володя Агибалов, Георгий Скоров, Женя Шабанов, Толик Осминкин, Юрий и Алексей Гришкины. В секцию записался и молодой парнишка Лев Кононов – будущий основатель курского картинга.
Василий ВОРОБЬЕВ.
Продолжение следует.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...