Курянин научил мир хорошему тону
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В одной из аптек Курска корреспондент «ГИ», обратил внимание на упаковку тонометра: «…измеряет артериальное давление по методу Короткова». Может, это российский прибор? Нет, японский. Курянина, совершившего одно из величайших открытий в медицине, вспоминают по всему миру!    
От купеческого сына до военного хирурга
Сто лет назад, весной 1920-го, он ушел из жизни в разоренном войнами и революциями Петрограде и упокоился на Богословском кладбище. В этом году отметим  и еще одну примечательную дату: 115 лет назад уроженец Курска познакомил коллег со своим открытием – звуковым (на языке профессионалов – аускультативным) методом измерения артериального давления, который теперь во всех учебниках по сосудистой хирургии на разных языках так и зовется – метод Короткова. Иногда название чуть длиннее: Короткова – Рива-Роччи, с упоминанием итальянского предшественника. Кстати, когда в 1976 году Италия и Германия экранизировали запрещенное тогда в СССР «Собачье сердце» Михаила Булгакова, в эпизоде с врачебным консилиумом им понадобилась русская профессорская фамилия. И какую же сочли самой уместной? Коротков!
…Где-нибудь в научных или исторических архивах Санкт-Петербурга, скорее всего, лежат труды Николая Сергеевича, его письма, дневники. Когда-нибудь узнаем много новых страниц удивительной биографии. Пока же, повествуя о жизни мальчика из купеческой семьи с улицы Ртищевской (ныне Советской), поневоле приходится повторять многократно пересказанные факты. Тем более что у ученого был брат, о чьей участи много лет считалось не принято упоминать.
«Обыски, аресты просто терроризировали город, – вспоминала о 1918 годе член партии эсеров Екатерина Олицкая. – В одну из ночей в Курске было арестовано 24 человека, представителей буржуазии. Их арестовали без предъявления каких-либо обвинений, их арестовали как заложников. Был арестован и Коротков, тот самый, который, будучи городским головой, помогал в организации студенческого вечера. Всех арестованных вывезли в Орел. Все 24 были расстреляны».
…В 1893-м, в 19 лет, Николай окончил мужскую гимназию. Хорошо бы отметить этот факт мемориальной доской на историческом здании. Тем более что, по наблюдениям экскурсовода Нины Бобровой, работавшей с иностранными делегациями, туристов из-за рубежа больше всего интересуют три курянина: Никита Хрущев, пионер ракетной техники Борис Петропавловский и Николай Коротков. Вуз он избрал харьковский (в Курске врачей начали готовить только через четыре десятилетия), а окончил уже Московский университет.
«Лекарь с отличием, со всеми правами и преимуществами», он же «уездный врач», смолоду стремился помогать страждущим и обездоленным. Добровольцем по линии недавно основанного Красного Креста он уехал в Китай, сотрясаемый так называемым «восстанием боксеров».
«Стены перевязочной и операционной были бревенчатые, проводить операции в таком помещении невозможно, – констатировал современник. – Чтобы не задерживать открытия лазарета, врачи-хирурги Иван Алексинский, Николай Коротков и Витт Саввин решили оборудовать операционную сами. Раздобыв в городе необходимые материалы, они собственноручно продезинфицировали помещение раствором формалина, обшили стены картоном и верх него белой клеенкой, которую в дальнейшем ежедневно мыли формалином. Пол устлали толстой клеенкой, края которой во избежание проникновения влаги от затекающей жидкости загнули на стены, под гуттаперчевую клеенку. 26 августа 1900 года лазарет был открыт. В этот же день поступило 32 хирургических и девять брюшнотифозных больных…»

Опыт привел к открытию
Не за горами была Русско-японская война, где доктор продолжал благородное служение, заслужив орден Святой Анны III степени и благодарность многих тысяч спасенных пациентов.
Когда черная страница в хрониках русской армии и флота была перевернута, Николай Сергеевич получил немного времени, чтобы осмыслить одно из наблюдений, сделанных во время бесчисленных хирургических операций. В ноябре 1905 года доктор выступил с докладом в Императорской военно-медицинской академии, а следом в 281 слове (меньше страницы текста) опубликовал суть открытия, позволившего медицине спасать бесчисленное количество ранее обреченных больных:
«Рукав Рива-Роччи накладывается на среднюю треть плеча; давление в рукаве быстро повышается до полного прекращения кровообращения ниже рукава. Затем, предоставив ртути манометра падать, детским стетоскопом исследователь выслушивает артерию тотчас ниже рукава. Сперва не слышно никаких звуков. При падении ртути манометра до известной высоты появляются первые короткие тоны, появление которых указывает на прохождение части пульсовой волны под рукавом. Следовательно, цифры манометра, при которых появился первый тон, соответствуют максимальному давлению.
При дальнейшем падении ртути в манометре слышатся… шумы, которые переходят снова в тоны (вторые). Наконец, все звуки исчезают. Время исчезновения звуков указывает на свободную проходимость пульсовой волны; другими словами, в момент исчезновения звуков минимальное кровяное давление превысило давление в рукаве. Следовательно, цифры манометра в это время соответствуют минимальному кровяному давлению. Опыты на животных дали положительные результаты…»
Метод Короткова утвержден Всемирной организацией здравоохранения в 1935 году. Но Николай Сергеевич до всемирной славы не дожил…  Умер великий человек от туберкулеза, развившегося за долгие годы непрестанных трудов и лишений. В Петербурге есть улица доктора Короткова. А в Курске легендарное имя присвоено городской больнице №1.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...